Вверх по лестнице: мифы о магистратуре и бакалавриате

Миф 1: бакалавриат — это неполное высшее
Это миф, но есть оговорки.
Суть учёбы на бакалавра состоит в том, чтобы получить самые широкие теоретические знания по профессии. Затем вы должны принять решение: достаточно ли этого или нужно копнуть глубже, поступив в магистратуру. Правильного ответа тут нет: без магистерского диплома высшее образование быть высшим не перестанет. В большинстве случаев вы будете считаться полноценным специалистом, готовым выходить на работу. Исключение составляют студенты, которые планируют работать в правоохранительных органах и прокуратуре или строить карьеру на госслужбе — тут без степени магистра или специалиста не обойтись.
«Магистерский диплом крайне желателен и для педагогической карьеры, но исключения бывают всегда. Многое зависит и от soft skills соискателя. Также есть компании, которые предлагают внутренние курсы и обучение по корпоративным программам MBA на конкурсной основе, что позволяет сотрудникам-бакалаврам занимать руководящие должности внутри компании и развиваться дальше».
Вывод: обычно после 4 лет бакалавриата можно забыть об учёбе, как о страшном или волшебном сне. К тому же есть множество отраслей, где высшее образование вообще не требуется.
«Конечно, любое образование влияет на ваш карьерный путь. Но совсем не обязательно поступать в магистратуру. Если вы вели различные проекты, будучи студентом, это может быть хорошим пунктом в резюме. И неважно, делали ли вы это в магистратуре или на бакалавриате».
Миф 2: магистратура — это второе высшее
Скорее миф, чем правда.
Обучение в магистратуре предлагает студентам два пути. Первый — «прокачаться» в собственной специальности. Например, филолог может стать специалистом по переводу, а экономист — погрузиться в международный менеджмент.
Второй путь — перейти в смежную специальность и пройти своеобразную переквалификацию. Такая возможность и породила вокруг магистратуры миф о том, что это аналог второго высшего. Конечно, это скорее вопрос формулировок: если вы оканчивали бакалавриат на психологическом факультете, а магистратуру — по направлению «юриспруденция», то можете считать себя человеком с ещё одним высшим.
«Как правило, тот, кто идёт в магистратуру, не меняет профиль специальности. Поэтому это всего лишь углубление знаний, а не второе высшее. Другая ситуация, если человек поменял специализацию и пошёл в магистратуру на новое направление. Но и тут о полноценном втором образовании говорить нельзя, поскольку за два года магистратуры невозможно получить реальную базу знаний по новой профессии».
Миф 3: если хочешь стать учёным, без магистратуры не обойтись
А вот это правда.
Магистратура лишь промежуточное звено между бакалавриатом и аспирантурой, но звено обязательное. А без кандидатской степени построить научную и академическую карьеру будет непросто.
«Для научной карьеры нужно оканчивать аспирантуру и защищать кандидатскую диссертацию. Если у вас совсем нескромные амбиции, распространяющиеся на кресло декана и выше, то тут стоит замахнуться на докторскую степень».
Правда, сейчас статистика выглядит неутешительно. Даже до магистратуры доходят далеко не все бакалавры: по всей России на вторую ступень решаются менее 30% всех студентов. В аспирантуру поступают и вовсе единицы.
У этого феномена есть логичное объяснение: немногим удаётся совмещать учёбу и построение полноценной карьеры. И если обучение в магистратуре предполагает некоторую свободу в расписании, то аспиранты должны быть готовы к тому, что всю их жизнь поглотят стены родного университета.
Миф 4: бакалавриат и магистратуру скоро отменят, а специалитет вернут
Сейчас трудно что-либо утверждать.
С одной стороны, Минобрнауки официально заявило, что отказаться от двухступенчатой системы Россия пока не готова. Слишком много студентов окончили бакалавриат, и у них должна быть возможность продолжить образование.
С другой — сейчас идёт разработка новой российской системы, в рамках которой бакалавриат по точным наукам уже обещали заменить на специалитет. Но сколько времени займёт переход и коснётся ли он других профессий — пока неясно.
К тому же специалитет никогда полностью не исчезал из российских вузов. Например, инженерное дело, отдельные дисциплины в искусстве и медицина не переходили на двухступенчатое высшее образование. Это связано с тем, что для таких профессий разграничение базового уровня и углублённого чревато серьёзными последствиями. Представьте себе стоматолога, который узнал только азы специальности, а идти в магистратуру не захотел. Незавидная перспектива для его пациентов.