Без пяти минут: работает ли микрообучение?
_206.jpg)
Что такое микрообучение?
Это современный метод образования: микроуроки вместо длинных лекций. Появился примерно в 2004 году, вместе с ростом популярности онлайн-образования. Тогда швейцарский учёный Герхард Гасслер предложил структурировать информацию в виде отдельных блоков-тем, которые можно менять местами и изучать в любом порядке.
Сегодня микрообучение получило широкое применение. Как рассказал специалист по развитию памяти Кирилл Кононенко, в бизнес-среде метод используют для развития soft skills — универсальных навыков, которые пригодятся всем, независимо от профессии: умение работать в команде, эффективно распоряжаться временем, нестандартно решать задачи. В академической среде популярны приложения с 10-минутными лекциями, например, на платформах вроде Coursera. Даже школы внедряют микроуроки для повторения материала.
По мнению эксперта, оптимальная длительность урока — 4–9 минут. Для запоминания фактов достаточно 2–3 минут. А для формирования простых практических навыков вроде настройки несложной программы — около 15 минут.
«Процесс обучения не утомляет ученика, так как уроки короткие и сфокусированы на одной теме. Полученную информацию довольно легко запомнить и применить в дальнейшей жизни. Наверное, поэтому современный человек и потребляет контент в виде небольших понятных видеороликов».
Работает ли микрообучение?
Мозг запоминает информацию в несколько этапов. Новые данные преобразуются в нейронные сигналы и сохраняются в кратковременной памяти. При повторении нейронные связи укрепляются, и изученное переходит в долговременную память. Такой процесс занимает от нескольких дней и до нескольких недель. Микрообучение позволяет запоминать материал быстрее. Это происходит за счёт «эффекта края» — явления, при котором лучше всего откладываются в памяти начало и конец информации.
Однако идеализировать способ не стоит: без повторения знания хранятся в памяти всего 1–2 дня. А вот при регулярных повторениях — несколько лет.
Для чего подходит микрообучение?
«Микрообучение эффективно в тех случаях, когда нужно быстро закрыть пробелы в знаниях по работе, учёбе или даже бытовым делам», — объясняет Кирилл Кононенко. Например:
- подтянуть знания лексики и грамматических правил иностранного языка;
- изучить основы Python или работы с Excel;
- обучиться тайм-менеджменту, основам финансовой грамотности;
- освоить кулинарные рецепты или фитнес-упражнения.
Главный плюс такого метода — учиться можно в любое время: за завтраком, по дороге на работу и даже перед сном. И мотивировать себя на такие занятия легче, потому что изученную информацию можно сразу применить. Кирилл Кононенко приводит пример использования микрообучения с быстрым результатом:
- Задача: научиться работать в Excel.
- Микроурок: 5-минутный ролик про функцию VLOOKUP.
- Применение: автоматизация отчётов на работе в тот же день.
- Результат: экономия 2 часов рабочего времени в неделю.
Для чего микрообучение не подходит?
Для сфер, в которых требуется глубокий и разносторонний анализ материала. Например, написание диссертации, творческие задачи, как дизайн или создание музыки, а также сложные междисциплинарные темы.
«Сложные абстрактные концепции, например из квантовой физики, или изучение новой профессии требуют длительного погружения», — убеждён Кирилл Кононенко. Но, сочетая микрообучение с классическими методами, можно повысить квалификацию или улучшить результаты. Например, при подготовке к IELTS можно расширить словарный запас и улучшить понимание грамматики. А вот для устной части и написания эссе, которые требуют творческого подхода, микрообучения будет недостаточно.
«Микрообучение — инструмент для быстрого старта и поддержания навыков, но не замена полноценному обучению. Комбинируйте его с классическими методами и методиками быстрого запоминания информации».
Как спланировать занятия, чтобы они были эффективными?
Кирилл Кононенко рекомендует придерживаться следующей структуры.
- Частота изучения новой информации: 3–5 раз в день по 5 минут.
- Повторения:
- первое — через 24 часа;
- второе — через неделю.
Интегрируйте занятия в рутину: проходите уроки во время кофе-брейка, в транспорте или в другое свободное время.
Дополнительно эксперт рекомендует добавить к обучению способы быстрого запоминания, хранения и воспроизведения информации, такие как визуализация и ассоциации.
«Важно помнить, что микрообучение направлено на достижение результата „здесь и сейчас“. Для полноценного изучения предмета этого метода недостаточно, потому что он позволяет получить лишь поверхностные знания».