Кто мы?

Блог Профи.ру — сервиса, где специалисты и клиенты находят друг друга. Хотите попробовать?

Перейти на сайт Профи.ру
Тест-драйв

Без пяти минут: работает ли микрообучение?

Приложения для микрообучения обещают: замените просмотр соцсетей на прослушивание 10-минутных лекций — и уже через месяц «почувствуете разницу». Обсудили со специалистами Профи.ру, способен ли наш мозг усваивать информацию таким способом.
человек работает за ноутбуком иллюстрация

Что такое микрообучение?

Это современный метод образования: микроуроки вместо длинных лекций. Появился примерно в 2004 году, вместе с ростом популярности онлайн-образования. Тогда швейцарский учёный Герхард Гасслер предложил структурировать информацию в виде отдельных блоков-тем, которые можно менять местами и изучать в любом порядке.

Сегодня микрообучение получило широкое применение. Как рассказал специалист по развитию памяти Кирилл Кононенко, в бизнес-среде метод используют для развития soft skills — универсальных навыков, которые пригодятся всем, независимо от профессии: умение работать в команде, эффективно распоряжаться временем, нестандартно решать задачи. В академической среде популярны приложения с 10-минутными лекциями, например, на платформах вроде Coursera. Даже школы внедряют микроуроки для повторения материала.

По мнению эксперта, оптимальная длительность урока — 4–9 минут. Для запоминания фактов достаточно 2–3 минут. А для формирования простых практических навыков вроде настройки несложной программы — около 15 минут.

Кирилл Владимирович Кононенко специалист по развитию памяти

5,0 8

Открыть анкету

«Процесс обучения не утомляет ученика, так как уроки короткие и сфокусированы на одной теме. Полученную информацию довольно легко запомнить и применить в дальнейшей жизни. Наверное, поэтому современный человек и потребляет контент в виде небольших понятных видеороликов».

Работает ли микрообучение?

Мозг запоминает информацию в несколько этапов. Новые данные преобразуются в нейронные сигналы и сохраняются в кратковременной памяти. При повторении нейронные связи укрепляются, и изученное переходит в долговременную память. Такой процесс занимает от нескольких дней и до нескольких недель. Микрообучение позволяет запоминать материал быстрее. Это происходит за счёт «эффекта края» — явления, при котором лучше всего откладываются в памяти начало и конец информации.

Однако идеализировать способ не стоит: без повторения знания хранятся в памяти всего 1–2 дня. А вот при регулярных повторениях — несколько лет.

Читайте также 5 занятий, которые помогают держать мозг в тонусе

Для чего подходит микрообучение?

«Микрообучение эффективно в тех случаях, когда нужно быстро закрыть пробелы в знаниях по работе, учёбе или даже бытовым делам», — объясняет Кирилл Кононенко. Например:

  • подтянуть знания лексики и грамматических правил иностранного языка;
  • изучить основы Python или работы с Excel;
  • обучиться тайм-менеджменту, основам финансовой грамотности;
  • освоить кулинарные рецепты или фитнес-упражнения.

Главный плюс такого метода — учиться можно в любое время: за завтраком, по дороге на работу и даже перед сном. И мотивировать себя на такие занятия легче, потому что изученную информацию можно сразу применить. Кирилл Кононенко приводит пример использования микрообучения с быстрым результатом:

  • Задача: научиться работать в Excel.
  • Микроурок: 5-минутный ролик про функцию VLOOKUP.
  • Применение: автоматизация отчётов на работе в тот же день.
  • Результат: экономия 2 часов рабочего времени в неделю.

Для чего микрообучение не подходит?

Для сфер, в которых требуется глубокий и разносторонний анализ материала. Например, написание диссертации, творческие задачи, как дизайн или создание музыки, а также сложные междисциплинарные темы.

«Сложные абстрактные концепции, например из квантовой физики, или изучение новой профессии требуют длительного погружения», — убеждён Кирилл Кононенко. Но, сочетая микрообучение с классическими методами, можно повысить квалификацию или улучшить результаты. Например, при подготовке к IELTS можно расширить словарный запас и улучшить понимание грамматики. А вот для устной части и написания эссе, которые требуют творческого подхода, микрообучения будет недостаточно.

Кирилл Владимирович Кононенко специалист по развитию памяти

5,0 8

Открыть анкету

«Микрообучение — инструмент для быстрого старта и поддержания навыков, но не замена полноценному обучению. Комбинируйте его с классическими методами и методиками быстрого запоминания информации».

Как спланировать занятия, чтобы они были эффективными?

Кирилл Кононенко рекомендует придерживаться следующей структуры.

  • Частота изучения новой информации: 3–5 раз в день по 5 минут.
  • Повторения:
    • первое — через 24 часа;
    • второе — через неделю.

Интегрируйте занятия в рутину: проходите уроки во время кофе-брейка, в транспорте или в другое свободное время.

Дополнительно эксперт рекомендует добавить к обучению способы быстрого запоминания, хранения и воспроизведения информации, такие как визуализация и ассоциации.

Кирилл Владимирович Кононенко специалист по развитию памяти

5,0 8

Открыть анкету

«Важно помнить, что микрообучение направлено на достижение результата „здесь и сейчас“. Для полноценного изучения предмета этого метода недостаточно, потому что он позволяет получить лишь поверхностные знания».

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями

Образование

Похожие статьи