Как подготовить экспресс-курс

1. Определите цель
Специалисты Профи советуют составлять программу короткого курса «на месте», ориентируясь на цели и уровень каждого конкретного ученика.
«В любом предмете есть базовые темы, которые всегда встречаются на любых экзаменах, а есть второстепенные — которые человек осваивает по собственному желанию. Преподаватель должен выявить пробелы и в первых, и во вторых и постараться прицельно их закрыть».
Поэтому подготовку экспресс-курса лучше всего начать с небольшого теста. Репетитор Анастасия Алексеева объясняет, что так можно понять, по каким темам есть пробелы, а также что пугает клиента или по каким-то причинам кажется ему сложным.
«Дальнейшая стратегия зависит и от „цепкости“ ученика, его решительности и готовности погружаться, вникать, учить. С кем-то лучше сделать акцент на тех заданиях, которые даются легче: обсудить приёмы для более быстрого и качественного выполнения, чтобы балл за это задание точно был в кармане. С другими можно взять быка за рога — разобрать задания, с которыми есть полная неясность».
Преподаватели отмечают, что экспресс-курсы можно проводить как в групповом, так и в индивидуальном формате. Но для закрытия узких тем всё же лучше подойдут занятия тет-а-тет. Например, английский для путешествий можно учить в небольшой компании, но пытаться набрать группу на курс «Интервью в крупную энергетическую компанию» — лишняя трата времени и ресурсов.
2. Договоритесь о самостоятельной работе
Специалисты советуют сразу предупреждать потенциальных клиентов: найти преподавателя недостаточно. Важно реалистично представлять, сколько времени можно уделить самостоятельной работе и выполнению домашних заданий — а они на экспресс-курсах бывают очень объёмными.
Некоторые темы можно полностью отдавать на самостоятельное изучение. Лучше всего подходят те, где не нужно долго вникать в теорию, а можно обойтись простым зазубриванием или многократным повторением.
«Чаще всего для самостоятельной работы я даю задания на прослушивание аудио или просмотр видео, а также чтение текстов или статей. Именно эти виды деятельности наиболее времязатратные, и не все любят тратить на них драгоценные минуты на уроке».
Впрочем, самостоятельная работа не означает, что учеников можно отпустить «в одиночное плавание». Стоит периодически проверять, как они поняли материал, что удалось выучить, а что ещё нужно подтянуть. Многие преподаватели при очной встрече предлагают подискутировать на пройденную тему, просят пересказать часть материала или высказать по поводу него своё мнение. Репетитор по французскому языку Мария Ляхова часто пользуется методикой «перевёрнутого класса»: клиент самостоятельно разбирает новую тему в теории, а на уроке посвящает всё время полноценной практике.
3. Подготовьте расписание
Репетиторы Профи считают, что чем чаще проводить занятия — тем лучше. Это базовое отличие экспресс-курса от обычного: определённый уровень знаний достигается за счёт частых встреч.
«Многое зависит от того, готов ли человек много работать самостоятельно. Если готов — занятия каждый день не проводим, но остаёмся на связи: я отвечаю на вопросы, помогаю. Если нет — занятия назначаем чаще».
Идеальный вариант — заниматься каждый день. Но если это невозможно, репетиторы советуют попробовать «заочное» обучение: преподаватель регулярно отправляет задания с инструкциями, ученик работает самостоятельно, а потом посылает результаты учителю. В ответ получает обратную связь с рекомендациями.
«В таком случае от ученика требуется ещё большая самодисциплина. Нет поджимающего дедлайна, как в случае урока с преподавателем, и всегда есть соблазн перенести выполнение задания на потом».
4. Открыто говорите о результатах
К репетитору может прийти человек, которому на следующей неделе уезжать на учёбу в другую страну, а на иностранном языке он едва ли может поздороваться. Естественное его желание — заговорить через один урок, а через два уже вовсю спорить с учителем о проблемах языкознания.
Завышенные ожидания от экспресс-курсов не редкость. И одна из задач преподавателя — нарисовать ясную картину того, к каким результатам можно прийти за тот или иной срок.
«Главное, что нужно помнить тем, кто выбирает экспресс-курс: результат никогда не будет равен результату после прохождения полноценного курса. И специалист должен объяснить это клиенту, чтобы избежать неоправданных ожиданий. Экспресс-курс — крайняя мера, когда уже нет других вариантов. Не надо ждать чудес в духе „100 баллов на ЕГЭ за 2 недели интенсива“».
Но бывают ситуации, когда к преподавателю приходит сильный ученик, который хочет подтянуть отдельные, очень узкие темы: запомнить одно грамматическое правило или выучить лексику, которая поможет ориентироваться в аэропорту. Такой запрос можно удовлетворить полностью и не переживать, что нескольких дней будет недостаточно.
«У экспресс-курса должна быть реалистичная цель. Нужно помнить, что способность усваивать информацию ограниченна, требуется время для активации и отработки полученных знаний».
Реалистичная цель
Отработать к ЕГЭ задание «Письменное высказывание на основе таблицы/диаграммы»
Срок — 1 месяц
Уровень — достаточно высокий (B1/B2)
Нереалистичная цель
Сдать ЕГЭ на 90+ баллов
Срок — 1 месяц
Уровень — низкий (A1/A2)
Нереалистичная цель — это всегда большое испытание для всех участников процесса. А психологический комфорт — одна из важнейших составляющих успеха. Поэтому стоит помочь ученику поверить, что у него всё получится. Пускай и за такой короткий срок.
«Даже если у человека не всё получается на 100%, важно вселить веру в себя для раскрытия потенциала. Это особенно необходимо при ускоренной подготовке к экзаменам».