Кто мы?

Блог Профи — сервиса, где специалисты и клиенты находят друг друга. Хотите попробовать?

Перейти на сайт Профи
Для профи

Как репетитор по английскому помогает ученикам попасть в Google и Microsoft

В новом выпуске «Историй успеха» репетитор по английскому языку Мария Лежнина рассказывает, как после продаж и юриспруденции нашла своё призвание. Теперь она помогает банкирам, айтишникам и врачам добиться успеха в карьере и в жизни.
коллаж с ноутбуком и книжками

Мария Михайловна Лежнина репетитор по английскому языку

4,98 60

Открыть анкету

Специальность: репетитор по английскому языку
На Профи: 12 лет
Среднемесячный заработок: 350–450 тысяч рублей за одного клиента
Совет начинающим профи: «Профи предоставляет всем одинаковый доступ к клиентам. А дальше уже мы, специалисты, должны провести небольшое маркетинговое исследование и решить, что же такого предложить, чтобы человек выбрал именно нас».

Не просто репетитор

Моя цель — дать своим ученикам намного больше, чем знание английского: возможность трудоустроиться в международную компанию, поступить в зарубежный университет, поучаствовать в профессиональном форуме. На занятиях мы не просто изучаем новые слова или правила и тренируем аудирование. Конечно, без этого никуда. Но с помощью языка мы решаем конкретные задачи. Например, если нужно подготовиться к выступлению на конференции, мы пишем речь и готовим презентацию. А необходимую для этого лексику и грамматику не просто изучаем, а «автоматизируем»: отрабатываем так, чтобы человек мог использовать выражения не задумываясь.

Другой пример — трудоустройство в заграничную компанию. Четыре моих ученика прошли в Google. В этом случае подготовить индивидуальную программу по языку — это лишь часть работы, потому что знание английского не является конкурентным преимуществом. На одну и ту же должность хотят попасть не только наши соотечественники, но и граждане других стран, для которых английский — родной язык. Поэтому я подробно изучаю компанию: какие продукты есть сейчас, планы на будущее. Я также выстраиваю стратегию карьерного продвижения: на развитии каких навыков сконцентрироваться, где выступить, о чём рассказать и как подать материал, что написать в CV и с чем прийти на собеседование. Работодатель видит, что мой ученик может быть полезен не только для нынешних задач, но и для будущих — и это повышает его шансы на трудоустройство. За подобной подготовкой ко мне несколько раз обращались и носители английского, которые хотели попасть в Microsoft.

Иногда я полностью погружаюсь в профессию, изучаю рынок. Это может занимать много времени, поэтому в данный момент я сосредоточилась на нескольких профессиональных областях: банкинг, IT и управление. Бывает, что клиент сам объясняет, какие есть нюансы в его сфере, даёт мне книги и материалы. В таком случае у меня проходит что-то вроде быстрой подготовки к экзамену по новому предмету. Например, когда я учила хирургов, мне нужно было разобраться в терминологии, узнать, как проходят химические реакции, как называется тот или иной нерв. Я изучала особенности швов, разбиралась в работе мышц, тканях и даже ходила в анатомический театр.

Мне иногда говорят, что я что-то вроде нейросети. Я действительно просматриваю много информации, потому что моё время, безусловно, стоит дешевле, чем время моих заказчиков — среди них есть депутаты, главы банков, СТО и крупные бизнесмены. Соответственно, очень дорого стоит их ошибка: неправильная запятая в контракте, какая-то политически некорректная оговорка. Я должна быть уверена, что мой ученик не перепутает перевод слова, верно поймёт контекст и использует правильную лексику и грамматику. Это очень большая ответственность.

От первых заработков — к зарплате мечты

Деньги для меня — это независимость. Поэтому можно сказать, что, как только я научилась их считать, сразу попробовала найти работу. Заниматься репетиторством начала ещё в средней школе. Моя семья тогда вернулась из США, и моих знаний языка хватало для помощи ребятам из младших классов. Первые профессиональные советы мне давала моя бабушка, заслуженный учитель СССР и России. К тому же у меня были хорошие отношения с учителями, и я всегда могла посоветоваться.

На 4-м курсе института я начала работать переводчиком на кафедре за 4600 рублей в месяц. Ещё около 5000 получала как репетитор. В 2011 году я переехала в Москву и устроилась в компанию ENKA — это застройщик Москва-Сити. Моя официальная зарплата составляла порядка 30 000 рублей. Но я решила, что хочу получать 250 тысяч рублей в месяц — такой «доход мечты». И стала думать, как на него выйти. Начала с продаж: устроилась в компанию «Хофманн Инжиниринг», которая занималась оптовой продажей промышленного оборудования. Но добиться желаемого оклада так и не смогла. Тогда я пошла работать в юридическую компанию, которая входила в топ-3 России и обслуживала такие компании, как Google, Boeing, Microsoft. Там было невероятно круто, но это была игра вдолгую, а мне хотелось достигнуть нужной суммы быстрее.

Коллега посоветовал стать репетитором. Я тогда подумала: «Репетиторы — это же вроде как учителя, а учителя никогда много не зарабатывали». Такое популярное, стереотипное мнение. И после юридической компании с такими крупными клиентами уйти в репетиторство?.. Но я всё равно рискнула и, вопреки страхам, вышла на тот самый доход примерно за 4 месяца.

Конечно, это были титанические нагрузки: преподаёшь с 7 до 23:30, бежишь по реагенту, ноги мокрые, с собой тяжёлые сумки с учебниками. Это был первый год репетиторства в Москве — новый город, новые требования.

В 2016 году я перешла от «классического» репетиторства к целевым занятиям. Случилось это почти внезапно. У меня был клиент — директор банка. Однажды мы на уроке обсуждали особенности ипотеки в РФ. Мне стало интересно, и я подготовила дайджест новостей по кредитованию в мире. Результат был просто потрясающий: случайно нашлось решение проблемы, над которой человек думал долгое время. Так я получила бонус от банка и поняла, что хочу изменить и саму систему преподавания.

Хотелось создать что-то современное и эффективное. У меня был опыт строгой советской подготовки от бабушки и очень демократичной — из американской школы. Но ни тот ни другой подход меня не устраивали. Потрясла меня корейская школа: на уроке вам дают лишь 30% материала, который нужно освоить по программе. Остальные 70% вы изучаете самостоятельно. По сути, школа нужна лишь для того, чтобы задавать общий вектор учёбы и проверять домашние задания. Последние годы я также активно перерабатываю опыт Китая и Сингапура — эти страны занимают 1-е и 2-е места в мире по качеству школьного образования, а их вузы прочно входят в топ-20 лучших высших учебных заведений.

Вторым шагом было подобрать учебные материалы. Меня не устраивали популярные оксфордские и кембриджские учебники по английскому. Достичь с ними высокого уровня языка можно лишь спустя 5–10 тысяч часов обучения — ритм, который допустим в 90-х годах, но совершенно не подходит для 2020-х. Идеальный учебник я так и не нашла, поэтому стала сама придумывать упражнения на лексику и грамматику.

И наконец, я хотела найти систему взаимодействия с учеником. В вузе об этом рассказывают только самые основные вещи, на курсах TESOL упоминают лишь мельком. Но в 2016 году у меня появилась ученица с расстройством пищевого поведения. Я предположила, что ей требуется особенный, более мягкий подход, и решила обратиться за помощью к психотерапевту. С ним я осваивала управление своими и чужими эмоциями, развивала эмоциональный интеллект, училась решать конфликты и вести переговоры. Длилось это целых 4 года, и мы до сих пор иногда разбираем спорные случаи с уроков. В сложных ситуациях — например, если все мои попытки «разговорить» клиента не помогли, я обращаюсь за советом к специалисту.

Читайте также Психолог, психотерапевт, коуч: как выбрать специалиста

Работа на Профи и на себя

Я работаю по абонементам, без отмен и переносов. Все часы проданы, и отработки мне ставить некуда. Пропущенные уроки ученик оплачивает полностью, так как сам установил график занятий, а значит, учёл свою загруженность. Я считаю, что преподаватель не должен нести финансовую ответственность за чужое расписание, которое не может контролировать.

Но я болею за результат клиентов, поэтому при необходимости могу заканчивать работу и в три утра. А начинать в пять: удивительно, но на это время чаще всего записываются школьники. Мне запомнилась девочка Даша 11 лет, которая в каникулы на Мальдивах ставила уроки на это время, «потому что потом все проснутся, и интернет будет плохой».

Для меня очень важно поддерживать баланс между работой и жизнью. Чтобы хорошо зарабатывать, надо иметь крепкое здоровье, в том числе психическое. Поэтому я много забочусь о себе. Ежедневно ко мне приходит тренер, и мы два часа занимаемся балетом. Психологически я «разгружаюсь» на сессиях с терапевтом, на прогулках или на встречах с друзьями. Быт весь делегирован домработнице, выходные освобождены для семьи. Мы ходим в музеи, театры, котокафе. Много путешествуем, но работа путешествует за нами.

Профи — один из моих основных рабочих инструментов. Иногда я слышу, что здесь тяжело зарабатывать, маленькие ставки и так далее. Но мне кажется, что сервис даёт всем одинаковые возможности, а дальше всё зависит от нас самих. Профи предоставляет доступ к клиентам, а мы, специалисты, должны провести небольшое маркетинговое исследование и решить, что же такого предложить, чтобы человек выбрал именно нас. Сделать интересную анкету, разместить привлекательную фотографию, добавить информацию о программе, дополнительные материалы.

Я проанализировала работу сервиса и обнаружила определённые алгоритмы — в любой большой системе они есть. А благодаря этому смогла «модерировать» результат. Так с помощью Профи я создала большой «сарафан»: один клиент приводит примерно пять-шесть человек за собой. Чаще всего это школьник, за которым приходят родители, родственники и т.д.

К тому же Профи даёт много дополнительных возможностей. Например, один ученик посоветовал мне купить биткоины, когда они стоили ещё 1000 рублей. Родители других учеников берут меня с собой в бизнес-клубы. Так я познакомилась с Екатериной Рыбаковой и Юлией Спиридоновой-Микедой.

Я работаю и над собственными проектами. Один из них — международный клуб для преподавателей, где мы обсуждаем современные тенденции преподавания, методики, материалы и их эффективность, а также пассивный доход репетиторов. Другой — разговорный клуб на китайском, английском, испанском и других языках. В нём дети лет десяти говорят об искусственном интеллекте, профессиях будущего, мировых трендах. Есть занятия и для взрослых по материалам Стэнфордского университета, Гарварда и MIT.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями

Карьера Образование

Похожие статьи