Гид от Профи № 1: как специалисты договариваются о заказе

Проясните задачу
Мастер Константин увидел заказ на ремонт плиты. Цена хорошая, а клиент живёт в соседнем дворе. Решил, что главное — договориться, а разберётся уже на месте. Клиент выбрал Константина.
Выяснилось, что нужно поменять конфорки у советской плиты. Таких сейчас уже не делают. Константин берёт у клиента деньги, едет на своей машине в магазин, покупает что-то похожее. На месте пробует — не подходят. Нужно заказывать новые. Они стоят дороже, чем новая плита.
Клиент нервничает и требует вернуть деньги. Константин злится — только зря на бензин потратился. Может показаться, что Константину просто не повезло с заказом. Но эту ситуацию легко было предотвратить.

Лучше сразу узнать у клиента все детали. Например, Константину стоило выяснить, какая у клиента плита. Сказать клиенту, что найти конфорки на замену не получится, и предложить купить новую плиту.
Если клиент откажется, Константин ничего не потеряет. А если купит другую плиту, скорее всего, попросит Константина её установить.
Спросите разрешения позвонить
Когда заказ в кармане, хочется сразу позвонить и договориться о встрече. Это нормально. Чем быстрее договоритесь, тем меньше у клиента шансов передумать. Риск тут один — ворваться к человеку не вовремя. Ну знаете, как это бывает. Когда вы у врача или за рулём, любой звонок нежеланный.


Сначала напишите и спросите, можно ли позвонить. Голосовые сообщения отправлять тоже не надо — если клиент на совещании, всё равно слушать не станет.
Обсудите цену заранее
Клиенту важно знать, сколько будет стоить услуга. Чем точнее — тем лучше.
Сразу скажите, что входит в стоимость услуг, а за что нужно платить дополнительно. Вспомните свои ощущения, когда на кассе супермаркета выясняется, что «не успели поменять ценники» и заплатить придётся больше. Неприятный сюрприз.
Представьте, что вы фотограф и получили заказ на съёмку свадьбы за городом. Добираться туда придётся на такси. Предупредите клиента, что проезд туда и обратно оплачивает он.
Иногда невозможно сразу назвать окончательную стоимость, например в случае сложного ремонта. Договоритесь о поэтапной оплате. Если превышаете бюджет, обсудите изменения с клиентом.
Если принимаете оплату только наличными, заранее скажите об этом клиенту. Тогда он успеет подготовиться к встрече и снять деньги.
Уточните, что привезти с собой
Наталья отлично убирает свою квартиру, поэтому решила подработать клинером. Наталья ехала на первый заказ и представляла, как отмоет всё до блеска, как обрадуется Виктор и порекомендует её всем друзьям. Вот и постоянные клиенты!
На месте же оказалось, что у Виктора нет ведра, тряпок и швабры. Пришлось потратить время на хозяйственный магазин. Ещё Наталья не смогла помыть окна и дотянуться до карнизов — в квартире не было стремянки. Генеральной уборки не получилось, а Виктор в отзыве написал, что Наталья приехала на уборку без швабры и моющих средств.
Составьте список всего, что понадобится вам для работы, и уточните, что из этого есть у клиента. Подумайте, какие проблемы могут возникнуть и как вы будете их решать.
Цените время клиента
Время клиента не менее ценно, чем ваше. Если не рассчитали время, предупредите об этом. Вместе с клиентом вы решите, как быть.

