Низкий тембр, богатый смех: может ли голос изменить впечатление о вас?
_875.jpg)
Тембр голоса — это важно?
И специалисты по развитию речи, и психологи говорят однозначно: важно. Существует теория «7–38–55» — её предложила канадский бизнес-тренер Мэрилин Аткинсон, а затем популяризировал психолог Альберт Мехрабиан. Что означают цифры в этой теории:
- 7% информации мы передаём словами;
- 38% — голосом (сюда входят интонация, тембр, громкость);
- 55% — невербально (жестами, выражением лица и позами).
Психологи говорят, что эта теория несколько упрощённо описывает суть сложной системы коммуникации. Но соглашаются с тем, что и тембр, и жесты являются важными её элементами.
«Голосовые характеристики, такие как тембр, громкость и скорость речи, играют ключевую роль в восприятии личности и создании впечатления о говорящем».
Но тембр — это далеко не всё, говорит преподаватель сценической речи Анастасия Менюшина.
«Кроме тембра существуют и другие важные голосовые характеристики, которые влияют на восприятие личности и общение. Это интонация — вариации в высоте тона голоса, которые помогают передавать эмоции и смысл сказанного. Интонация также помогает делать речь более выразительной и удерживает внимание аудитории. Ещё есть ритм, который может передавать уверенность. А правильно расставленные паузы помогают понятнее объяснять и сильнее заинтересовывать слушателей».
По-настоящему удачные выступления, добавляет специалист, складываются из нескольких составляющих: личности оратора, места и аудитории.
Существует ли «правильный» тембр?
Считается, что низкий голос звучит более убедительно и приятно. Тёплый и глубокий тембр ассоциируется с авторитетом, честностью и надёжностью. А высокий и тонкий — с неуверенностью в себе или недостатком компетенции. Причина в том, что в критических ситуациях люди обычно срываются на более высокое звукоизвлечение. Истерики, плач, просьбы, мольбы — все эти состояния чаще сопровождаются тонким, высоким, неспокойным голосом. Низким же голосом мы говорим в совершенно других ситуациях: когда злимся, настаиваем на чём-то или убеждаем. Это позиции уверенности, которые собеседники в том числе считывают через высоту тембра.
«Громкий голос может восприниматься как уверенный и энергичный, но, если он слишком громкий, это может вызывать ощущение агрессии или недостатка контроля. С другой стороны, слишком тихий голос может сигнализировать о застенчивости или неуверенности. Люди чаще доверяют более громким голосам, однако чрезмерная громкость может вызывать неприятные эмоции».
Но Анастасия Менюшина обращает внимание: тембр — это индивидуальная характеристика, которую невозможно изменить так, чтобы это звучало естественно.
«Речь — это прежде всего голос. Голос должен быть свой: не надо себе придумывать какой-то другой голос, намеренно занижать или завышать его. „Не свой“ голос всегда звучит фальшиво».
А что насчёт смеха?
В последнее время в социальных сетях завирусился тренд на богатый смех. Некоторые блогеры утверждают, что если не хихикать, а размеренно произносить каждое «ха» низким спокойным голосом, то это моментально вызывает ассоциации с яхтами, шикарными автомобилями и бриллиантовыми колье. Но специалисты не подтверждают, что тембр голоса при смехе как-то по-особенному влияет на восприятие вас окружающими. А вот чувство юмора — вполне.
«Чувство юмора сильно влияет на впечатление, которое производит оратор на аудиторию. Чем более люди расположены к спикеру, тем ему легче выступать. Но количество юмора должно соответствовать характеру и месту выступления».
Смех — универсальный и мощный стимул. Он вызывает положительные эмоции и работает как своеобразный «социальный клей», который создаёт связи между людьми. Улыбающийся и дружелюбный человек всегда воспринимается лучше хмурого и подавленного.
«В ораторском искусстве смех может быть мощным инструментом, чтобы установить связь с аудиторией и создать позитивную атмосферу. Умелое вплетение юмора в выступление может стать катализатором положительного восприятия оратора».
Как работать над голосом
Поставить голос — задача преподавателя сценического мастерства. И работать он будет не над «богатством», а над уверенностью.
«Не стоит прямо во время речи пытаться сделать голос более низким или громким, чтобы звучать более уверенно. Над голосом надо работать заранее, а к выступлениям — готовиться. Подготовленное выступление и поставленный голос уже дают уверенность».
Работать над голосом можно по-разному — и неправильно тоже. Например, пытаться говорить не своим голосом, а придуманным.
«Голос должен быть выносливым и гибким. Это, на мой взгляд, главное. Следовательно, и упражнения должны тренировать именно это. Когда оратор работает над собой, его хочется слушать — не важно, какая тема выступления».
Есть психологические способы говорить более уверенно и справляться с тревожностью, которая в том числе проявляется в нашей манере говорить. Помочь нам чувствовать себя органично в любом окружении — это задача психолога.
Психолог Анастасия Смольянинова предлагает следующие способы справиться с социальной тревожностью:
- Сделайте шаг навстречу своим страхам и постарайтесь вступить в контакт с темами, местами, событиями или людьми, которые вызывают у вас тревогу. Например, мысленно воспроизводите тревожные ситуации. Так вы привыкнете к ним и будете готовы, когда такое произойдёт в реальности.
- Проанализируйте предыдущий опыт. Вспомните, из-за чего вы тогда переживали и как это можно было изменить.
- Во время тревожного эпизода охлаждайте себя — буквально. Прохладный напиток в руке — залог спокойствия.
- Принимайте более уверенные позы: прямая спина, расправленные плечи, поднятая голова.
- Глубоко дышите, когда вам становится тревожно.