Профориентация: как помочь ребёнку выбрать занятие по душе?
Дошкольники: получаем первые навыки
Самый первый шаг к будущей профессии — это детские кружки и занятия: теннис, лепка или фортепиано. Но не стоит думать, что одно увлечение обязательно станет призванием на всю жизнь, говорит психолог Инна Кылымник. Каждый интерес ребёнка даст ему опыт, который в результате поможет выбрать профессию.
«Родителям может казаться, что одновременное увлечение конным спортом, флористикой и иностранными языками только запутает ребёнка. Но это не так: каждый вид деятельности будет развивать определённый навык. В итоге это расширит возможности выбора профессии и поможет повзрослевшему ребёнку понять, что ему ближе на самом деле».
Чтобы помочь малышу получить как можно больше навыков и знаний, родители могут:
- замечать интерес и поддерживать начинания;
- спокойно относиться, если ребёнок оставил увлечение;
- обсуждать и подводить итоги: что понравилось, чему научился и почему потерял интерес к какому-то увлечению.
Такие разговоры не только помогут «закрепить материал», но и найти новое, действительно интересное занятие.
Начальная школа: играем в профессии
Этот возраст — отличное время, чтобы познакомиться с разными специальностями.
«Можно смотреть научно-популярные и документальные фильмы, в которых рассказывают о профессиях. Или ходить на экскурсии на разные предприятия, расспрашивать сотрудников и знакомиться с оборудованием.
Ну и, конечно, играть. Игры в парикмахерскую, больницу или магазин — именно через них происходит первое знакомство с профессией».
Средняя школа: начинаем тестирование
В 5–9-м классах уже можно определить сферы профессиональных интересов ребёнка, его склонности и способности. Можно начать «от противного» — понять, что ребёнку точно не подойдёт. Например, вряд ли стоит подталкивать застенчивого подростка к профессии, которая требует много общаться с людьми, а неусидчивого сорванца — к кропотливой и неподвижной работе на одном месте.
Определиться точнее поможет психолог. Именно в средней школе многие родители впервые обращаются к специалисту с просьбой помочь ребёнку определиться.
«У психолога есть целый арсенал методик для определения профессиональных склонностей. Например, в пятом-шестом классах это может быть короткая беседа на тему «Моё любимое занятие». В седьмом-восьмом классах ребёнок уже может написать эссе «Чем я могу помочь людям?». С девятиклассниками я использую методику «Хочу, могу, надо».
Начинать стоит как можно раньше, считает психолог Светлана Белолипецкая, потому что профориентация — это долгий процесс. Невозможно побеседовать со специалистом полчаса и получить секрет успеха.
«У меня есть такие клиенты, которые проходят первое тестирование в восьмом классе. Потом они возвращаются через год, и мы смотрим динамику: какие-то профессиональные сферы уходят, другие, наоборот, усиливаются. Это действительно долгий процесс».
Старшие классы: проверяем правильность выбора
К старшим классам большинство школьников уже примерно понимают, чем хотят заниматься. Но, возможно, подросток сомневается, сделал ли он правильный выбор? Анастасия Белова подсказывает, что есть четыре признака, что профессия подходит.
- Интересы соответствуют будущей профессии. Например, чтение статей про IT и желание работать программистом.
- Представления о профессии совпадают с реальностью. Для этого нужно пообщаться со специалистами из сферы или послушать интервью с ними, почитать статьи.
- Есть понимание того, сколько получают специалисты в области. Но при этом величина зарплаты не является основной причиной выбора.
- Есть список компаний, в которых хочется работать.
«Я советую выпускникам школы выбирать не только профессию, но и конкретное место работы. Это поможет чётко сформулировать цели. Так школьник будет лучше понимать, ради чего учиться в вузе и что ждёт его после.
Что касается денег, то это далеко не лучшая причина для выбора профессии. Самая хорошая и долгосрочная мотивация — это искреннее желание что-либо делать. Спросите подростка: стал бы он работать в этой сфере бесплатно? И если нет, то в какой стал бы?»
Бывают ситуации, когда подросток определился, но родители не согласны с его выбором. В таком случае стоит попытаться понять, чем именно продиктован выбор и насколько серьёзно подросток к нему относится. Если он действительно увлечён делом, то родителям, возможно, стоит уступить. В конце концов, работать по этой профессии предстоит не им.
Что делать, если ребёнок не может выбрать
Часто ребенок не может сам сделать выбор. Происходит это по нескольким причинам. Первая: недостаток информации. Такое случается, особенно когда дело касается современных профессий. Иногда родители и сами не знают, чем занимается гейм-дизайнер, маркетолог или UX-редактор. В этом случае стоит поискать среди своих знакомых кого-то, кто мог бы рассказать ребёнку о своей работе. Это полезно ещё и потому, что подросткам часто бывает сложно говорить с родителями на важные темы.
«Если ребёнку нелегко открыто обсуждать эту тему с родителями, можно обратиться к психологу. Специалист создаёт безопасное пространство для рассуждения на тему будущего, где можно поговорить о страхах и тревогах по поводу предстоящего выбора».
Второй причиной трудностей с выбором профессии может стать авторитарное воспитание: к мнению ребёнка редко прислушивались, он не привык его высказывать и потому не знает, чем хотел бы заниматься.
В результате родители выбирают за ребёнка, а он лишь спустя несколько лет понимает, что его профессия — это не его мечта, а мечта его бабушки или мамы. Интерес к учёбе пропадает, ребёнок учится кое-как или просто ради «корочки», не получая при этом реальных знаний или навыков. Поэтому психолог Светлана Наймушина уверена: важно дать ребёнку возможность решить самому.
«Я ребятам, с которыми работаю, говорю: учись так, как считаешь нужным, но будь готов, что в будущем тебе захочется стать самым лучшим и востребованным специалистом, которому платят больше всех, — дети эту фразу очень любят.
Когда ты владеешь информацией, знаниями, ты спокоен, вежлив, любознателен, ищешь доказательства и находишь, умеешь отстоять своё мнение — у тебя всё получится. Ты можешь жить где захочешь, работать сколько захочешь и кем захочешь. И неважно, будешь ты дворником или нобелевским лауреатом. Важно, что ты будешь счастлив».