Онлайн-школа: как репетитор из Турции учит детей из Казахстана
Как вы решили начать преподавать дистанционно?
Раньше я жила на Украине и занималась с детьми индивидуально, помогала с математикой. Когда переехала в Турцию, то зарегистрировалась на profi.ru: друзья сказали, что сейчас набирают популярность дистанционные занятия, и я решила попробовать.
Откликалась на все заказы и через полторы недели договорилась с первым клиентом. Из Казахстана. Школы там закрылись из-за коронавируса, и один из родителей, Ильдар, захотел организовать для своей дочери Дарины и ребят из её класса мини-группу, чтобы изучать математику, русский и чтение. Так я оказалась учителем сразу пятерых второклашек.
Спустя неделю я взяла ещё двух мальчишек из класса Дарины на бесплатные занятия в рамках благотворительного проекта profi.ru «Добрые уроки».
Вы никогда не жили в Казахстане. Как составили программу уроков?
Родители выслали мне три учебника: по математике, русскому языку и литературному чтению. Выяснилось, что программа начальных классов по математике, по сути, такая же, как на Украине и в России. Русский язык и литературное чтение тоже основываются на одних и тех же учебно-методических материалах. По ним дети должны научиться выражать своё мнение, рассказывать о хобби, о животных, описывать картинки.
Единственная сложность, с которой я столкнулась, — ребёнок может не очень хорошо говорить по-русски, поэтому я стараюсь подбирать простые слова, чтобы детям было всё понятно.
Что вы чувствовали перед первым уроком?
Страх. Непонятно было, как пройдёт занятие, как дети воспримут учителя. Ведь когда ребёнок знакомится с новым человеком — это стресс. Помогло то, что дети знали друг друга, а поэтому чувствовали себя не так напряжённо.
Расскажите, как организованы ваши занятия?
Мы занимаемся в скайпе пять раз в неделю по 45 минут. Я запускаю видеоконференцию за 5–10 минут до начала занятия, чтобы ребята могли пообщаться друг с другом — как на перемене в школе. Это помогает им настроиться.
Для урока нужны учебник, тетрадь, ручка и хорошее настроение. Если один ребёнок не будет настроен на работу, это сразу отразится на всей группе.
Во время урока у всех включены звук и видео. Если у одного из учеников есть проблемы с подключением, мы ждём пару минут. Если ребёнок всё-таки пропустил часть занятия, я обязательно даю упражнение на отработку. Либо мы останавливаемся и быстренько повторяем то, о чём мы говорили во время его отсутствия.
На уроке математики я использую онлайн-доску, чтобы ребята могли видеть, что я пишу. На чтении нам помогает иллюстративный материал из учебников и аудиоматериалы из дополнительных заданий — их школьные учителя почти никогда не включают.
Что вы делаете, чтобы в онлайн-классе был порядок и дети ни на что не отвлекались?
Перед каждым занятием мы договариваемся: если ученик хочет ответить, то обязательно поднимает руку. Я спрашиваю и хвалю только того, кто соблюдает это правило. Так ребята понимают, что если они просто выкрикнут, то я не обращу на этот ответ никакого внимания.
Конечно, как и на любом другом уроке, ребёнок может устать и начать смотреть в окошко. Тогда я сразу задействую ученика — задаю ему вопросы по материалу. Он отвечает и опять погружается в тему.
Иногда ребёнок забывает, что он сидит за партой, а не просто перед компьютером, поэтому начинает крутиться и отвлекаться, доставать игрушки. Однажды мой ученик внезапно захотел показать своего домашнего питомца. Я сказала, что мы обязательно вернёмся к этому интересному разговору после занятия. И так как я всегда держу слово, меня познакомили с домашней улиткой, рассказали, чем она питается и как живёт.
Важно показывать ребёнку: когда он работает — это замечают. Когда он забывает, что находится на уроке, — это тоже не остаётся без внимания. Преподаватель всё видит и слышит.
А что думают родители?
Мы поговорили с Ильдаром — инициатором онлайн-уроков — и узнали, с чего начинался дистанционный класс и какие впечатления остались у родителей и детей после трёх недель занятий.
Почему вы решили организовать групповые онлайн-уроки?
Из-за коронавируса дети не ходят в школу, а смотрят десятиминутные уроки по телевизору. Этого коротенького объяснения недостаточно, чтобы хорошо усвоить информацию. И как потом выполнять домашнее задание? Ведь даже если родители сидят на самоизоляции с детьми, у них нет времени делать все уроки вместе.
Более того, родители не смогут во всех деталях донести материал — этим должен заниматься педагог.
Поэтому я сразу сказал классному руководителю и родителям, что мы не справимся без профессиональной помощи.
Какие были сомнения у вас и у других родителей?
Мама одной из учениц, Даши, немного сомневалась — у них не было опыта дистанционных занятий. Сама Даша первые занятия отвечала с неохотой, потому что думала, что на онлайн-уроках можно отмолчаться. Но со временем она втянулась в процесс. У остальных сомнений не было, мы за прогресс!
Что больше всего понравилось ребятам и родителям в Юлии?
У Юлии особенный подход. За 45 минут она успевает объяснить материал, спросить каждого ребёнка, похвалить за ответы. Она мягко управляет вниманием детей: они не замечают, что сидят дома, а их учитель находится в другой стране.
Им всегда интересно, они идут на занятия с удовольствием — это надо видеть.
Один раз мы перенесли занятие, потому что из-за снегопада в городе отключили свет, — и дети сильно расстроились. Юля предложила провести урок в субботу, чтобы ребята не переживали.
Какие есть плюсы у дистанционного образования по сравнению с обычными уроками в школе?
Плюсов много. Во-первых, преподаватель формирует учебный план, который отвечает индивидуальным потребностям ученика. Это невозможно сделать в традиционной школе.
Во-вторых, есть возможность посмотреть урок в записи, если со временем что-то подзабыл.
А ещё хорошо, что ребёнок рядом и можно краем глаза наблюдать за процессом. Я даже стал задумываться, не перевести ли Дарину на домашнее обучение с онлайн-преподавателем. Мне нравится, что дочка показывает более глубокие знания по сравнению с теми, что предусмотрены школьной программой.