Кто мы?

Блог Профи.ру — сервиса, где специалисты и клиенты находят друг друга. Хотите попробовать?

Перейти на сайт Профи.ру
Проверка мифов

На второй год: три мифа про повторное прохождение школьной программы

Долгие годы фраза «оставлю на второй год» звучала как худшая угроза и для ребёнка, и для родителей. Но действительно ли стоит бояться повторения программы? Спросили об этом специалистов Профи.ру.
школьники сидят за партами в классе

Миф 1. «Второгодник» — значит, ленивый и невнимательный

Это миф.

Тьютор Анатолий Деревенец объясняет: «Если ученик получает неудовлетворительные оценки по основным предметам, и это подтверждает промежуточная аттестация, школа вправе рекомендовать повторное обучение». Но причин у этой неуспеваемости может быть множество, и лень и невнимательность не первые в этом списке.

Пропуски по болезни

По словам тьютора Анатолия Деревенца, именно эта причина самая популярная. Во-первых, администрации школы легче всего объяснить её вышестоящим инстанциям и подтвердить документально. Во-вторых, к ней часто склоняются и сами родители. Постоянное отсутствие на уроках влияет не только на успеваемость, но и на отношения ребёнка со сверстниками. Школьник выпадет из жизни класса, и ему становится сложнее адаптироваться к жизни и учёбе в коллективе.

Неготовность к учёбе

Психолог Адель Валеев отмечает, что многие дети испытывают трудности в учёбе и общении с одноклассниками, просто потому что ещё не доросли до этого психологически.

«Дети развиваются в разном темпе. И этот темп не бывает ровным. Для него характерны скачки, замирания и даже временные откаты. Это нормально. Если для более плавного прохождения какого-то этапа нужно повторить его ещё раз — это не стоит воспринимать как неудачу. Все мы помним, что „повторение — мать учения“ — здесь тот же принцип».

Сложности с восприятием информации

Дети усваивают новую информацию с разной скоростью: одни всё схватывают на лету, другим нужно рассказывать чуть подробнее. Следить за этим — задача учителя, увы, не всегда выполнимая в условиях переполненных классов. Но важно помнить, что в данном случае неуспеваемость — не вина ребёнка, а второй год — не наказание, а возможность лучше разобраться в учебном материале.

«Критерий „хороший или плохой ученик“ в современном мире неприменим и должен исчезнуть. Важно учитывать личные особенности каждого ребёнка, включая потребности не только образовательные, но и эмоциональные, социальные и психологические».

Административное давление

Тьютор Анатолий Деревенец объясняет, что такая ситуация не является законной и происходит не так часто. Но всё же в его практике были случаи, когда ученика хотели оставить на второй год в качестве наказания или из-за конфликта с руководством школы.

Миф 2. Плохая оценка за ВПР или ОГЭ — повод оставить на второй год

Правда, но лишь частично.

Двойка за ВПР не может быть причиной, чтобы остаться на второй год. Задача этой работы — выявить пробелы в знаниях, а затем устранить их в течение учебного года.

А вот балл ниже проходного на ОГЭ по обоим обязательным предметам — русскому языку и математике, может стать основанием для повторного прохождения программы 9-го класса. Но если неуд только за один экзамен, его можно пересдать.

«Ученик, не сдавший ОГЭ по одному предмету, может пересдать экзамен в начале следующего учебного года и перейти в следующий класс без повторного обучения».

Читайте также Опять двойка: мифы про оценки в школе

Миф 3. Решение остаться на второй год должны принимать родители

Как рассказал Анатолий Деревенец, закон действительно позволяет родителям самостоятельно оставить ребёнка на второй год. Но эксперты Профи.ру считают, что к обсуждению стоит привлечь не только преподавателей и самого ученика, но даже психолога. Причин для этого несколько.

Во-первых, важно понять, как ребёнок относится к ситуации. Если «второй год» вызывает чувство стыда, неуверенности или собственной несостоятельности, эти установки стоит проработать со специалистом. Во-вторых, консультация с психологом поможет оценить, насколько ребёнок сможет адаптироваться к последствиям второго года. Например, понять, насколько прочные эмоциональные связи установились у ребёнка с одноклассниками и готов ли он заводить новые знакомства.

«В моей практике в последнее время встречается много подростков, которые легко меняют школы, заводят новых друзей, и при этом сохраняют общение с бывшими одноклассниками. Это, наверное, один из плюсов современного способа поддержания социальных связей через сети и мессенджеры».

Наконец, важно обсудить потенциальные риски. Например, мальчиков, которые окончат школу на год позже сверстников, могут почти сразу призвать в армию.

«В моём опыте есть история, когда лично пришлось ехать в военкомат и договариваться, чтобы подростку дали отсрочку на несколько недель для сдачи ЕГЭ».

В этом случае можно предложить ребёнку и школе альтернативные варианты — например, индивидуальный учебный план и маршрут.

«В моей практике был случай, когда в ходе диагностических занятий с учеником мы выявили, что трудности в учёбе связаны с дислексией и пробелами за прошлые годы. Определили области, в которых необходимо подтянуть знания, стали развивать когнитивные способности, и уже через 4 месяца исправили оценки. Но что более важно — ребёнку стало легче учиться, у него улучшились память и внимание, он стал меньше уставать. Появился интерес к учёбе. В результате он успешно окончил школу и сейчас учится на втором курсе юридического факультета».

Что делать, если решение остаться на второй год принято

Анатолий Деревенец подчёркивает: важно восстановить и поддерживать мотивацию ребёнка к учёбе и формировать у него уверенность в себе. Психолог Адель Валеев добавляет: ребёнок, который остался на второй год, особенно остро нуждается в активном внимании, чуткости и понимании со стороны родителей и учителей. Эксперт предлагает следовать нескольким советам:

  1. Создайте безопасное пространство дома. Такое, где ребёнок сможет открыто говорить о своих чувствах. Избегайте допросов, нравоучений и наказаний за плохие отметки. Внимание и сопереживание родителей — самая мощная поддержка.
  2. Поддерживайте самооценку ребёнка. Напоминайте о его сильных сторонах и достижениях как в учёбе, так и вне её. Поощряйте занятия, в которых он успешен, будь то спорт, творчество или другие хобби.
  3. Избегайте сравнений. Помогите ребёнку понять, что каждый человек уникален и развивается в своём темпе. Трудности — это нормально, их испытывают многие люди. И иногда, как в компьютерной игре, нужно «перепройти» уровень, чтобы улучшить результат.
  4. Запишите ребёнка в секции и кружки. Активно включите его самого в выбор и поиск. Это позволит ему завести друзей вне школы и меньше переживать из-за возможного одиночества в классе.
  5. Поговорите с учителями. Попросите поддержать ребёнка и помочь ему социализироваться в классе.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями

Дети Образование Школа

Похожие статьи