На второй год: три мифа про повторное прохождение школьной программы

Миф 1. «Второгодник» — значит, ленивый и невнимательный
Это миф.
Тьютор Анатолий Деревенец объясняет: «Если ученик получает неудовлетворительные оценки по основным предметам, и это подтверждает промежуточная аттестация, школа вправе рекомендовать повторное обучение». Но причин у этой неуспеваемости может быть множество, и лень и невнимательность не первые в этом списке.
Пропуски по болезни
По словам тьютора Анатолия Деревенца, именно эта причина самая популярная. Во-первых, администрации школы легче всего объяснить её вышестоящим инстанциям и подтвердить документально. Во-вторых, к ней часто склоняются и сами родители. Постоянное отсутствие на уроках влияет не только на успеваемость, но и на отношения ребёнка со сверстниками. Школьник выпадет из жизни класса, и ему становится сложнее адаптироваться к жизни и учёбе в коллективе.
Неготовность к учёбе
Психолог Адель Валеев отмечает, что многие дети испытывают трудности в учёбе и общении с одноклассниками, просто потому что ещё не доросли до этого психологически.
«Дети развиваются в разном темпе. И этот темп не бывает ровным. Для него характерны скачки, замирания и даже временные откаты. Это нормально. Если для более плавного прохождения какого-то этапа нужно повторить его ещё раз — это не стоит воспринимать как неудачу. Все мы помним, что „повторение — мать учения“ — здесь тот же принцип».
Сложности с восприятием информации
Дети усваивают новую информацию с разной скоростью: одни всё схватывают на лету, другим нужно рассказывать чуть подробнее. Следить за этим — задача учителя, увы, не всегда выполнимая в условиях переполненных классов. Но важно помнить, что в данном случае неуспеваемость — не вина ребёнка, а второй год — не наказание, а возможность лучше разобраться в учебном материале.
«Критерий „хороший или плохой ученик“ в современном мире неприменим и должен исчезнуть. Важно учитывать личные особенности каждого ребёнка, включая потребности не только образовательные, но и эмоциональные, социальные и психологические».
Административное давление
Тьютор Анатолий Деревенец объясняет, что такая ситуация не является законной и происходит не так часто. Но всё же в его практике были случаи, когда ученика хотели оставить на второй год в качестве наказания или из-за конфликта с руководством школы.
Миф 2. Плохая оценка за ВПР или ОГЭ — повод оставить на второй год
Правда, но лишь частично.
Двойка за ВПР не может быть причиной, чтобы остаться на второй год. Задача этой работы — выявить пробелы в знаниях, а затем устранить их в течение учебного года.
А вот балл ниже проходного на ОГЭ по обоим обязательным предметам — русскому языку и математике, может стать основанием для повторного прохождения программы 9-го класса. Но если неуд только за один экзамен, его можно пересдать.
«Ученик, не сдавший ОГЭ по одному предмету, может пересдать экзамен в начале следующего учебного года и перейти в следующий класс без повторного обучения».
Миф 3. Решение остаться на второй год должны принимать родители
Как рассказал Анатолий Деревенец, закон действительно позволяет родителям самостоятельно оставить ребёнка на второй год. Но эксперты Профи.ру считают, что к обсуждению стоит привлечь не только преподавателей и самого ученика, но даже психолога. Причин для этого несколько.
Во-первых, важно понять, как ребёнок относится к ситуации. Если «второй год» вызывает чувство стыда, неуверенности или собственной несостоятельности, эти установки стоит проработать со специалистом. Во-вторых, консультация с психологом поможет оценить, насколько ребёнок сможет адаптироваться к последствиям второго года. Например, понять, насколько прочные эмоциональные связи установились у ребёнка с одноклассниками и готов ли он заводить новые знакомства.
«В моей практике в последнее время встречается много подростков, которые легко меняют школы, заводят новых друзей, и при этом сохраняют общение с бывшими одноклассниками. Это, наверное, один из плюсов современного способа поддержания социальных связей через сети и мессенджеры».
Наконец, важно обсудить потенциальные риски. Например, мальчиков, которые окончат школу на год позже сверстников, могут почти сразу призвать в армию.
«В моём опыте есть история, когда лично пришлось ехать в военкомат и договариваться, чтобы подростку дали отсрочку на несколько недель для сдачи ЕГЭ».
В этом случае можно предложить ребёнку и школе альтернативные варианты — например, индивидуальный учебный план и маршрут.
«В моей практике был случай, когда в ходе диагностических занятий с учеником мы выявили, что трудности в учёбе связаны с дислексией и пробелами за прошлые годы. Определили области, в которых необходимо подтянуть знания, стали развивать когнитивные способности, и уже через 4 месяца исправили оценки. Но что более важно — ребёнку стало легче учиться, у него улучшились память и внимание, он стал меньше уставать. Появился интерес к учёбе. В результате он успешно окончил школу и сейчас учится на втором курсе юридического факультета».
Что делать, если решение остаться на второй год принято
Анатолий Деревенец подчёркивает: важно восстановить и поддерживать мотивацию ребёнка к учёбе и формировать у него уверенность в себе. Психолог Адель Валеев добавляет: ребёнок, который остался на второй год, особенно остро нуждается в активном внимании, чуткости и понимании со стороны родителей и учителей. Эксперт предлагает следовать нескольким советам:
- Создайте безопасное пространство дома. Такое, где ребёнок сможет открыто говорить о своих чувствах. Избегайте допросов, нравоучений и наказаний за плохие отметки. Внимание и сопереживание родителей — самая мощная поддержка.
- Поддерживайте самооценку ребёнка. Напоминайте о его сильных сторонах и достижениях как в учёбе, так и вне её. Поощряйте занятия, в которых он успешен, будь то спорт, творчество или другие хобби.
- Избегайте сравнений. Помогите ребёнку понять, что каждый человек уникален и развивается в своём темпе. Трудности — это нормально, их испытывают многие люди. И иногда, как в компьютерной игре, нужно «перепройти» уровень, чтобы улучшить результат.
- Запишите ребёнка в секции и кружки. Активно включите его самого в выбор и поиск. Это позволит ему завести друзей вне школы и меньше переживать из-за возможного одиночества в классе.
- Поговорите с учителями. Попросите поддержать ребёнка и помочь ему социализироваться в классе.