Тренды в образовании: зачем преподавателям ТикТок, Ютуб или Инстаграм*?

1. Превратить занятия в развлечения
Популярные платформы вроде Инстаграма* и ТикТока построены по принципу бесконечной ленты, которую можно скроллить часами, просматривая новости, картинки и видео. Кажется, что если где-то в потоке селфи и танцевальных флешмобов вдруг покажется учебный контент, то воспринять его будет намного легче. На самом деле, чтобы усвоить серьёзную информацию, пользователю нужно будет переключиться с расслабленного режима в режим ученика. Поэтому большинство специалистов Профи считают, что «весёлые» 30-секундные уроки в соцсетях свою функцию не выполняют.
«Мне кажется, что тяжело заменить интерактивом в соцсетях классический урок. В первом случае подросток просто развлекается. Во-втором — серьёзно подходит к занятию и выполняет домашние задания. Поэтому я довольно скептически отношусь к подобным модным веяниям».
С этим мнением согласна преподаватель математики Мария Солнцева-Чалей.
«Ничего принципиально нового соцсети дать в обучении не могут. Ведь это серьёзный процесс, в котором развлекательный компонент не может быть доминирующим. Канал в телеграме подходит разве что для ведения кружков, а каналы на Ютубе, в Инстаграме*, ТикТоке — это, на мой взгляд, инструмент самопиара или способ получения пассивного дохода за счёт рекламы в аккаунтах с большим количеством подписчиков».
А вот их коллега, репетитор Максим Казаков, призывает не быть столь категоричными. Конечно, создать полноценный, последовательный курс в таком виде не получится: ограничения по времени влияют на формат, информация получается обрывочной и разнородной. Но использовать короткие видео как дополнительный материал, чтобы заинтересовать учеников, можно.
«Микроуроки могут выполнять вовлекающую функцию. Их можно рассматривать как дополнение к занятиям: вынести в видео интересные факты, иллюстрации разных правил. Так у ученика появится интерес к предмету — а это принесёт пользу на обычных уроках».
Репетитор по химии Алла Свешникова соглашается, что короткие видео могут хорошо работать в качестве дополнительного материала. Фундаментальных знаний с помощью них не достичь, зато легко запомнить какие-то нюансы нативно, не прилагая особых усилий.
Репетитор по истории Ирина Лысак отмечает и ещё одну важную функцию интерактивных мини-форматов: они позволяют объяснить сложную тему через простые вещи, делать это без воды и лёгким языком. К тому же они дают психологическую разрядку. Поэтому преподаватель активно использует смешные ролики по теме занятия — например, с ютуб-канала «История для чайников».
2. Наладить контакт с учениками
Аккаунт в Фейсбуке или ВКонтакте способен помочь преподавателю стать ближе к его аудитории. Репетитор по биологии Анастасия Безбородова замечает, что в соцсетях учителю легче наладить общение с большим количеством потенциальных учеников.
Анастасия Безбородова репетитор по биологии
Больше специалистов«Подростки понимают, что репетитор современный человек. Если его лицо на виду и постоянно попадается в ленте, то в какой-то момент они думают: «О, я его уже видел. Какой он крутой!» Потом, если ученику понадобится репетитор по данному предмету, он уже будет знать какие-то имена и выбирать из тех, кто ему знаком».
Однако, Данил Туркенич с этим мнением не согласен: регистрироваться в соцсетях только ради этого довольно нелепо, считает репетитор. «Вряд ли само по себе появление на модных платформах решит такую задачу», — говорит он.
_780.jpeg)
3. Окончательно перейти в онлайн
Некоторые специалисты считают, что теорию удобнее давать в формате записанных видеолекций, — это может освободить время на уроке для практических занятий. Есть и совсем крайняя точка зрения: современные технологии могут позволить в некоторых случаях вообще отказаться от учителя. Репетитор Максим Казаков пробовал разные подходы: выезжал на занятия на дом или в офис, вёл уроки в группах офлайн и онлайн, создал онлайн-курс. И в итоге пришёл к выводу, что многие вещи можно автоматизировать.
«Я сделал сайт, где система может проверять домашние задания, создавать самостоятельные, контрольные работы, тренировать базовые навыки, запоминание формул. Кроме того, есть темы, в которых основная задача не в том, чтобы давать ученику какой-то материал, а оставить его наедине с задачей на 10–20 минут. Чтобы думал сам. И только после этого при необходимости давать маленькие подсказки. В формате обучения с преподавателем это, конечно, тоже делать можно. Но если ученик способен работать сам, то формат самообучения эффективен и может закрыть значительную часть курса».
Но многим ученикам всё же нужен «проводник» и постоянное присутствие преподавателя. Это зависит не только от способности к самообучению, но и от склада характера.
Алла Свешникова репетитор по химии
Больше специалистов«Лично для меня общение с любимыми преподавателями— дополнительная мотивация для изучения предмета. Я люблю живое общение, для меня харизма преподавателя играет большую роль. Но ученики разные. Есть и интроверты, которые предпочитают минимальное количество личных контактов».
К тому же, по мнению преподавателя, на платформах трудно обеспечить нормальную обратную связь. Поэтому иногда ученики и их родители слишком поздно понимают, что уровень подготовки недостаточный, и срочно ищут преподавателя для индивидуальных занятий.
4. Расширить профессиональные навыки
Все опрошенные нами учителя отметили: соцсети и популярные платформы требуют ежедневного присутствия, времени, сил. Нужно следить за комментариями, модерировать дискуссии. Анастасия Безбородова к тому же отмечает, что в профессиональном аккаунте большую роль играет не только что говорит лектор, но и как он говорит.
Анастасия Безбородова репетитор по биологии
Больше специалистов«Можно пытаться записывать какие-то видео, но их просто никто не будет смотреть, потому что человек может говорить невнятно, выбрать непрофессиональный фон, записать звук с шумом. Как вести себя перед камерой — это целая наука. Над реальными результатами надо серьёзно работать. Например, пойти на курсы ораторского мастерства или курсы по ведению блогов. Среди преподавателей школьных предметов большая конкуренция и, естественно, люди пойдут к тому, у кого качественнее записан контент».
По её мнению, при освоении новых платформ преподавателю пригодится и грамотно выстроенная стратегия: нельзя хаотично выкладывать контент в разные соцсети, иначе ученики не будут успевать за ним следить.
Однако математик Максим Казаков говорит, что при желании можно найти формат, не требующий обновления навыков и заигрывания с публикой, — например, канал на Ютубе. С его точки зрения, обучение там вполне возможно, так как длинные ролики позволяют не только дать быстрые и яркие факты, но и полноценно разобрать теорию и даже практику. А уроки в записи дают возможность слушателям поставить нужную скорость, переслушать непонятные моменты и в итоге лучше усвоить информацию.
Instagram* («Продукт компании Meta, которая признана экстремистской организацией в России»).