Кто мы?

Блог Профи — сервиса, где специалисты и клиенты находят друг друга. Хотите попробовать?

Перейти на сайт Профи
Для профи

Тренды в образовании: зачем преподавателям ТикТок, Ютуб или Инстаграм*?

52-летний Пётр Земсков учит математике в ТикТоке и объясняет: «Если бы дети собирались за гаражами, то я бы писал всё это на стенах. Но раз уж они сидят в соцсетях, то логичнее искать их там». Разбираемся, какую пользу может принести такой формат.
Дети сидят в телефонах

1. Превратить занятия в развлечения

Популярные платформы вроде Инстаграма* и ТикТока построены по принципу бесконечной ленты, которую можно скроллить часами, просматривая новости, картинки и видео. Кажется, что если где-то в потоке селфи и танцевальных флешмобов вдруг покажется учебный контент, то воспринять его будет намного легче. На самом деле, чтобы усвоить серьёзную информацию, пользователю нужно будет переключиться с расслабленного режима в режим ученика. Поэтому большинство специалистов Профи считают, что «весёлые» 30-секундные уроки в соцсетях свою функцию не выполняют.

Даниил Яковлевич Туркенич репетитор по математике

4,99 89

Открыть анкету

«Мне кажется, что тяжело заменить интерактивом в соцсетях классический урок. В первом случае подросток просто развлекается. Во-втором — серьёзно подходит к занятию и выполняет домашние задания. Поэтому я довольно скептически отношусь к подобным модным веяниям».

С этим мнением согласна преподаватель математики Мария Солнцева-Чалей.

Мария Олеговна Солнцева-Чалей преподаватель математики

4,98 107

Открыть анкету

«Ничего принципиально нового соцсети дать в обучении не могут. Ведь это серьёзный процесс, в котором развлекательный компонент не может быть доминирующим. Канал в телеграме подходит разве что для ведения кружков, а каналы на Ютубе, в Инстаграме*, ТикТоке — это, на мой взгляд, инструмент самопиара или способ получения пассивного дохода за счёт рекламы в аккаунтах с большим количеством подписчиков».

А вот их коллега, репетитор Максим Казаков, призывает не быть столь категоричными. Конечно, создать полноценный, последовательный курс в таком виде не получится: ограничения по времени влияют на формат, информация получается обрывочной и разнородной. Но использовать короткие видео как дополнительный материал, чтобы заинтересовать учеников, можно.

Максим Юрьевич Казаков репетитор по математике и информатике

4,95 464

Открыть анкету

«Микроуроки могут выполнять вовлекающую функцию. Их можно рассматривать как дополнение к занятиям: вынести в видео интересные факты, иллюстрации разных правил. Так у ученика появится интерес к предмету — а это принесёт пользу на обычных уроках».

Репетитор по химии Алла Свешникова соглашается, что короткие видео могут хорошо работать в качестве дополнительного материала. Фундаментальных знаний с помощью них не достичь, зато легко запомнить какие-то нюансы нативно, не прилагая особых усилий.

Репетитор по истории Ирина Лысак отмечает и ещё одну важную функцию интерактивных мини-форматов: они позволяют объяснить сложную тему через простые вещи, делать это без воды и лёгким языком. К тому же они дают психологическую разрядку. Поэтому преподаватель активно использует смешные ролики по теме занятия — например, с ютуб-канала «История для чайников».

2. Наладить контакт с учениками

Аккаунт в Фейсбуке или ВКонтакте способен помочь преподавателю стать ближе к его аудитории. Репетитор по биологии Анастасия Безбородова замечает, что в соцсетях учителю легче наладить общение с большим количеством потенциальных учеников.

«Подростки понимают, что репетитор современный человек. Если его лицо на виду и постоянно попадается в ленте, то в какой-то момент они думают: «О, я его уже видел. Какой он крутой!» Потом, если ученику понадобится репетитор по данному предмету, он уже будет знать какие-то имена и выбирать из тех, кто ему знаком».

Однако, Данил Туркенич с этим мнением не согласен: регистрироваться в соцсетях только ради этого довольно нелепо, считает репетитор. «Вряд ли само по себе появление на модных платформах решит такую задачу», — говорит он.

Девушка говорит по телефону

3. Окончательно перейти в онлайн

Некоторые специалисты считают, что теорию удобнее давать в формате записанных видеолекций, — это может освободить время на уроке для практических занятий. Есть и совсем крайняя точка зрения: современные технологии могут позволить в некоторых случаях вообще отказаться от учителя. Репетитор Максим Казаков пробовал разные подходы: выезжал на занятия на дом или в офис, вёл уроки в группах офлайн и онлайн, создал онлайн-курс. И в итоге пришёл к выводу, что многие вещи можно автоматизировать.

Максим Юрьевич Казаков репетитор по математике

4,95 464

Открыть анкету

«Я сделал сайт, где система может проверять домашние задания, создавать самостоятельные, контрольные работы, тренировать базовые навыки, запоминание формул. Кроме того, есть темы, в которых основная задача не в том, чтобы давать ученику какой-то материал, а оставить его наедине с задачей на 10–20 минут. Чтобы думал сам. И только после этого при необходимости давать маленькие подсказки. В формате обучения с преподавателем это, конечно, тоже делать можно. Но если ученик способен работать сам, то формат самообучения эффективен и может закрыть значительную часть курса».

Но многим ученикам всё же нужен «проводник» и постоянное присутствие преподавателя. Это зависит не только от способности к самообучению, но и от склада характера.

«Лично для меня общение с любимыми преподавателями— дополнительная мотивация для изучения предмета. Я люблю живое общение, для меня харизма преподавателя играет большую роль. Но ученики разные. Есть и интроверты, которые предпочитают минимальное количество личных контактов».

К тому же, по мнению преподавателя, на платформах трудно обеспечить нормальную обратную связь. Поэтому иногда ученики и их родители слишком поздно понимают, что уровень подготовки недостаточный, и срочно ищут преподавателя для индивидуальных занятий.

4. Расширить профессиональные навыки

Все опрошенные нами учителя отметили: соцсети и популярные платформы требуют ежедневного присутствия, времени, сил. Нужно следить за комментариями, модерировать дискуссии. Анастасия Безбородова к тому же отмечает, что в профессиональном аккаунте большую роль играет не только что говорит лектор, но и как он говорит.

«Можно пытаться записывать какие-то видео, но их просто никто не будет смотреть, потому что человек может говорить невнятно, выбрать непрофессиональный фон, записать звук с шумом. Как вести себя перед камерой — это целая наука. Над реальными результатами надо серьёзно работать. Например, пойти на курсы ораторского мастерства или курсы по ведению блогов. Среди преподавателей школьных предметов большая конкуренция и, естественно, люди пойдут к тому, у кого качественнее записан контент».

По её мнению, при освоении новых платформ преподавателю пригодится и грамотно выстроенная стратегия: нельзя хаотично выкладывать контент в разные соцсети, иначе ученики не будут успевать за ним следить.

Однако математик Максим Казаков говорит, что при желании можно найти формат, не требующий обновления навыков и заигрывания с публикой, — например, канал на Ютубе. С его точки зрения, обучение там вполне возможно, так как длинные ролики позволяют не только дать быстрые и яркие факты, но и полноценно разобрать теорию и даже практику. А уроки в записи дают возможность слушателям поставить нужную скорость, переслушать непонятные моменты и в итоге лучше усвоить информацию.

Instagram* («Продукт компании Meta, которая признана экстремистской организацией в России»).

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями

Школа

Похожие статьи