Мультики, конструкторы и эксперименты: как увлечь ребёнка наукой?
Эксперименты дома и в интернете
Самое интересное на уроках физики и химии начинается, когда учитель смешивает раствор, чтобы тот поменял цвет, или демонстрирует, как работает статическое электричество. Опыт «оживляет» теорию из учебника. Поэтому большинство преподавателей называют эксперименты самым лучшим способом пробудить интерес ребёнка к школьному предмету и к науке в целом.
«Я советую приобрести «Набор юного химика» и ставить простые опыты дома. Или просто купить в магазине медный купорос и провести классический эксперимент по выращиванию синих кристаллов. Нагрейте 300 мл воды, растворите в ней 200 г купороса, погрузите в неё ниточку и оставьте на ночь. К утру раствор охладится, и на ниточке вырастет кристалл».
Биологию тоже интереснее изучать на практике. Притом начинать можно уже с 11–12 лет. Лучше всего для этого подойдёт настольный микроскоп, считает преподаватель по биологии Наталья Безручко. В домашних условиях в нём можно рассматривать листья, растения, волосы человека или шерсть домашнего питомца, деньги, бумагу, мякоть фрукта или маленький кусочек лука.
Но если нет возможности устроить дома даже небольшую научную лабораторию — на помощь придут онлайн-ресурсы. Виктор Степанов предпочитает использовать в работе со своими учениками «Единую коллекцию цифровых образовательных ресурсов»: в ней есть множество наглядных видеоопытов.
«Например, когда натрий или калий бросают в воду, происходит взрыв. Благодаря такому визуальному эффекту лучше запоминается и сам теоретический материал: калий плюс вода — это экзотермическая реакция».
Репетитор по химии и биологии Максим Ибрагимов замечает, что особенно удобно использовать видеоопыты на онлайн-занятиях. «На Ютубе есть канал «Thoisoi», где много опытов почти на все химические элементы. Я часто даю на него ссылку, а потом дети сами начинают его смотреть, даже без напоминания», — рассказывает преподаватель.
Научные музеи
За интересными экспериментами и впечатлениями можно сходить на научную выставку или в музей. Наталья Безручко считает, что это не просто развлечение, но реальная помощь в учёбе.
«К сожалению, часто ребёнок получает мёртвые знания. Он вроде бы выучил, что есть ткани и органы, а как они соединяются между собой, не представляет. А в Дарвиновском музее можно из муляжей собрать человечка и параллельно посмотреть строение его тканей на компьютере. Ткани собираются слоями друг за другом — так у ребёнка формируется представление об организме человека как о целостной системе».
Интерактивные программы есть и в московском Музее истории науки и техники. Под физику там выделен целый отдел, в котором проводят научные шоу: специалисты показывают эксперимент и объясняют детям, почему так происходит. Это представление подходит для школьников с 7-го по 11-й класс, объясняет репетитор по физике Татьяна Поликарпова.
«Я обычно советую в Москве Политехнический музей, там показывают разные опыты, в большинстве своём — с физическим уклоном. Например, желающим льют на руку жидкий азот, демонстрируя эффект Лейденфроста. Из-за прослойки газа, которая образуется между ладонью и вылитым веществом, азот не обжигает кожу, хотя температура кипения у него очень низкая — минус 196 градусов по Цельсию».
Конструкторы
Занятия наукой легко превратить в игру — для этого изобрели научные конструкторы. Из электрических схем и светодиодов ребёнок может собрать механизмы, которые помогут разобраться в работе альтернативных источников энергии, изучить эффект светового туннеля и природу магнетизма. Или даже выучить анатомию животных.
«Есть модели животных — например кошки, которые собираются и разбираются до последней косточки. Я не сторонник препарирования животных, да и не каждый ребёнок может перенести, когда показывают реальные опыты на живой лягушке. А такие конструкторы удовлетворяют детский интерес и к тому же помогают выполнить одну из главных задач биологии: сформировать бережное отношение к природе».
3D-модели и симуляторы
Объяснить, как происходит тот или иной природный процесс, помогут и современные технологии: симуляторы, виртуальные тренажёры и даже целые интерактивные энциклопедии. Например, сайт ZygoteBody — это настоящий атлас человеческого тела в 3D-формате.
«Есть много виртуальных тренажёров по физике. Например, существуют программы, которые показывают модель эксперимента по фотоэффекту. Вы можете менять разные параметры — частоту падающего света, напряжение в цепи — и смотреть, как это отразится на работе всей системы. По математике рекомендую портал визуализации стереометрических изображений Geogebra. На этом сайте можно взять чертёж и детально его рассмотреть в 3D».
Хитрость, которую часто используют в кино: рассказывать про великие события в истории через судьбу одного или нескольких героев. Если это работает в голливудских блокбастерах, то может сработать и на уроках физики.
«Я люблю рассказывать всякие истории про Николу Тесла, про селен и теллур, которые из-за жуткого запаха «выселили» своих исследователей сначала из лаборатории, потом из дома, а потом «натравили» на них всех насекомых в округе. Таким образом удаётся подкрепить теоретические знания занимательным фактом. Обычно именно они хорошо откладываются в голове».
О самих фильмах как ещё одном способе погрузиться в науку тоже забывать не стоит. В такой форме, считает Наталья Безручко, подготовку можно начинать даже в дошкольном возрасте.
«В развивающих мультфильмах Роберта Саакянца с детьми общаются персонажи мультиков. Так моя дочь изучала атомные молекулы всего в 6 лет: по сюжету у зайца был друг по имени Атом, который умел его уменьшать и забирать с собой в путешествие в микроскоп, где они рассматривали клеточки и разные химические процессы».
Виктор Степанов считает, что для научных целей подойдут даже совсем не научные фильмы. «Для школьников постарше могу привести пример из популярных сериалов — например, в картине „Во все тяжкие” есть о чём поговорить кроме основного вида деятельности героев. Такие перерывы бывают полезными, когда мы занимаемся два часа, и необходимо немного разгрузить мозг ребёнка», — рассказывает преподаватель.