Как понять, что у ребёнка проблемы в школе
Узнать о том, что у ребёнка не всё в порядке в школе, может быть сложно. Конечно, если с родителями близкие и доверительные отношения, он может сказать об этом сам. Однако, объясняет психолог Ирина Таранова, некоторые дети могут молчать из-за стыда, страха наказания или вероятности показаться ябедами. На этот случай есть несколько признаков, по которым мамы и папы могут заметить, что начались трудности.
Скрытность
Ребёнок перестал рассказывать, что происходит на переменах, не делится новостями про друзей. На вопросы отвечает односложно и не хочет развивать тему.
Смена настроения
Вечером сын или дочь ведут себя спокойно, но стоит напомнить про школу, и они расстраиваются. Утром не радует ничего, мысли о школе отравляют все утренние сборы.
Медлительность
Школьник начинает собираться как можно медленнее, чтобы оттянуть время выхода из дома.
Частые болезни
ОРВИ, боль в животе, рвота или тошнота, повышенная температура. Если в выходные все симптомы проходят — это может быть настораживающим признаком.
Агрессия или аутоагрессия
Ребёнок часто огрызается или нервничает, срывает гнев на других детях в семье или животных. Может грызть ногти, обкусывать губы или проявлять аутоагрессию как-то по-другому.
Пропадают и портятся вещи
Конечно, дети довольно рассеяны и могут сами потерять пакет со сменкой или новую ручку. Но если такое происходит постоянно — это повод насторожиться.
Социальная изоляция
Ребёнок не общается с одноклассниками, не хочет ехать на школьные экскурсии или мероприятия.
Прогулы
Ребёнок начал получать плохие оценки или потерял интерес к учёбе — перестал рассказывать о том, что происходит на уроках.
«В лексиконе у детей могут появляться ругательства. Тут важно не наказывать, а узнать, где они это услышали. Возможно, кто-то обзывал этими словами их самих».
Как начать разговор, если ребёнок молчит
Не нужно заставлять угрозами или шантажом — это только ухудшит ситуацию.
«Если ребёнок не хочет отвечать, значит, он не готов к разговору или по каким-то причинам ему сложно это сделать. В такой ситуации я бы рекомендовала не настаивать, а дать понять, что в случае необходимости родители всегда готовы помочь и выслушать».
Если школьник не хочет обсуждать конкретную ситуацию, то можно:
- Начать с вопросов, не имеющих прямого отношения к проблеме. Например, спросить, с кем сын или дочь сидят за партой, кто из класса им нравится, а кто не очень, чем они занимаются на переменах.
- Поиграть в «расскажи, как прошёл твой день». Сначала родители описывают, как добирались до работы, что интересного увидели по дороге, что неприятного или хорошего случилось с ними за день. Затем то же самое делает ребёнок.
Что делать, если вы узнали о проблеме
Самое главное — не обесценивать: не говорить, что это мелочи и всё само пройдёт. Также не стоит убеждать потерпеть или не обращать внимания на ситуацию. Лучше предложить конкретную помощь: поговорить с учителем, обсудить ситуацию с психологом, попробовать сменить обстановку или даже подумать о переводе в другую школу или класс. Главное, считает Ирина Таранова, получить на любые действия согласие самого ребёнка.
Разговор с учителем специалисты советуют начать с обсуждения общей обстановки в классе. Например, можно спросить, чем дети занимаются на переменах.
«Возможно, не только ваш ребёнок страдает. Бывает, что в классе есть сложный ученик, а руководство школы не может принять меры, пока родительский комитет не проголосует за то, чтобы поработать с ним».
За помощью психолога стоит обратиться, если вы хотите выстроить с ребёнком доверительные отношения и помочь ему научиться правильно вести себя в конфликтных ситуациях. «Психолог поработает над стратегией поведения школьника. А ещё поможет построить такие отношения, в которых он сам будет говорить с родителями и доверять им», — объясняет Ирина Таранова.
Может помочь смена обстановки: например, начать ходить в дополнительные кружки или секции. Опыт общения с новыми людьми даст ребёнку понять, что не во всех детских коллективах бывает напряжённая атмосфера.
«Однако, если вы видите, что ваш школьник не справляется с конфликтом и последствия слишком масштабны, стоит задуматься о переходе в другой класс или школу. Это поможет максимально оградить его от травмирующей обстановки», — подчёркивает психолог Ирина Таранова.
Что делать, если конфликт провоцирует сам ребёнок
Иногда родители могут с удивлением узнать, что их дети обижают одноклассников. Важно понимать, что быть агрессором — это тоже травмирующий опыт. Поэтому стоит разобраться в причинах такого поведения и помочь справиться с ними.
«Если ваш ребёнок — задира, не стоит его наказывать и отчитывать. Возможно, ему не хватает внимания в семье. А может, кто-то из ребят его предал или подставил, и такое антисоциальное поведение — способ привлечь внимание».