Как отправить учеников на каникулы
Нужна ли домашка?
Большинство педагогов сходятся во мнении, что без домашки не получится закрепить пройденный на уроке материал. Но всё хорошо в меру. Даже у Министерства образования есть нормы по объему домашних заданий: на их выполнение старшеклассники не должны тратить более 3,5 часа — и это по всем предметам. Дети помладше не должны проводить за самостоятельными занятиями и 2 часов.
К тому же от любого, даже самого полезного задания нужен отдых. Психологи и педагоги рекомендуют делать регулярные паузы даже во время занятий. Для этих же целей — отдохнуть и перезагрузиться — существуют каникулы. Но тут возникает главный вопрос: нужно ли задавать домашнее задание или лучше дать ученикам отдохнуть?
Аргументы за
У учеников бывают разные цели. Кто-то хочет побыстрее закрыть четверть на тройки и забыть обо всём. Кто-то же мечтает поступить в ведущий вуз, поэтому не позволяет себе отдыхать неделями.
Репетитор по обществознанию Александр Сушко придерживается такого мнения: если для подготовки к экзаменам осталось мало времени, лучше умеренно заниматься даже на каникулах. Если же ученик просто хочет поддержать знания на хорошем уровне, то за 9 дней отдыха без единой мысли об уроках ничего плохого не случится.
Многие ученики и сами рады позаниматься на каникулах — времени для уроков больше. Специалисты считают, что такую инициативу стоит поддерживать, но осторожно, чтобы не перегрузить ученика. Лучший вариант — повторение. Вспоминать пройденный материал, перечитывать конспекты или структурировать записи — отличные занятия для расслабленных, но в то же время продуктивных праздников.
Аргументы против
Специалисты Профи уверены, что важнейшая часть обучения — это полноценный отдых. Поэтому следует как минимум прекратить очные занятия на время каникул и дать ученику жить в свободном расписании.
Полное отсутствие домашнего задания, считают репетиторы, за несколько дней новогодних праздников особо не скажется на уровне подготовки и качестве знаний. Поэтому можно не задавать ничего, чтобы с приятным ожиданием ждать начала занятий после Нового года.
«Домашнее задание на каникулы не задаю. Мне кажется, что у ребёнка должен быть выдох, переключение. Лучше набраться сил для нового этапа».
Какие задания выбирать
Можно выбирать задания, которые значительно отличаются от привычного формата. В этом случае получится своеобразная обманка: мозг не понимает, что получает новые знания, поэтому и не напрягается слишком сильно.
«Отлично подойдёт просмотр образовательных видео. Можно найти научно-популярные ролики по философии, экономике, политологии, социологии или праву. Это поможет более широко познакомиться с предметом и понять его связь с реальной жизнью».
Совмещать приятное с полезным можно и с помощью книг. Это необязательно должны быть учебные талмуды или школьные справочники — напротив, гораздо лучше почитать на каникулах что-то отвлечённое, художественное, но связанное с предметом.
«Можно почитать биографии известных учёных. Это очень важно — понять, что за наукой стоят живые люди, со своими проблемами, заботами, судьбами. Например, чего только стоит легенда о надгробном камне Архимеда, на котором он завещал выбить цилиндр и вписанный в него шар, считая исследование объёмов этих тел самыми интересными своими достижениями. Архимед жил, горел этими задачами, а сейчас мы видим в учебнике лишь несколько сухих формул».
Как возвращаться к учёбе
Начинать погружение в учёбу лучше постепенно, мелкими шажками, понемногу наращивая объём тем и заданий. Например, на первом занятии прорешать задания по темам, которые уже ученику знакомы.
Репетитор по математике Дмитрий Леонов отмечает, что после каникул ученики часто по-новому воспринимают уже пройденный, знакомый материал, могут уловить то, что раньше ускользало от понимания.
«Есть поговорка: „Утро вечера мудренее“. Это значит, что нужные ответы могут найтись после момента ночной тишины. Так же происходит и после каникул. Поэтому хорошо начать занятия после каникул с пройденного и, казалось бы, знакомого материала. В этом случае мы имеем возможность увидеть что-то новое».
А вот резкое погружение в теорию будет не столь эффективным. Большинству учеников куда полезнее будет практиковаться, а не повторять изо дня в день теоремы, законы и термины.
Если же теория — важная часть предмета, лучше оставить её повторение на время, когда ученик уже войдёт в привычный ритм работы.