Как нескучно изучают естественные науки за рубежом
Исследуют и играют
Чтобы пробудить у детей интерес к естественным наукам, в большинстве школ мира знакомство с ними начинают с первых дней. Малышам рассказывают о мире, в котором мы живём, и дают начальные знания по биологии, химии, физике, географии, геологии, астрономии и экологии.
В Скандинавских странах, Англии, США и Австралии такой предмет называется просто Science, или наука. В Чехии — естественные науки, или Přírodní vědy. Во Франции и Германии это естественная история — Histoire naturelle и Naturkunde соответственно. В России же в 1 и 2-м классах преподают окружающий мир, а в 3 и 4-м — природоведение.
Несмотря на разные названия, в большинстве стран уроки проходят одинаково. Учителя используют яркие наглядные наглядные пособия, готовят презентации или водят ребят на экскурсии в естественно-научные музеи. А чтобы закрепить знания, предлагают пройти иллюстрированные тесты, отгадать загадки и выполнить упражнения по принципу «найди лишнее», «обведи», «соедини» и т.д. Игровой формат позволяет юным натуралистам лучше усвоить материал.
Правда, есть и отличия.
Татьяна Бабичева преподаватель математики
Больше специалистов«В европейских и международных программах гораздо больше внимания, чем в России, уделяется подбору документальных фильмов. Преподаватели могут даже использовать на уроке сцены из художественных фильмов, в которых показано то или иное природное явление».
Уникальный подход к преподаванию естественных наук можно встретить во Франции. Здесь детей вывозят на специальный земельный участок, где есть несколько деревьев для изучения птиц, кустарников — для насекомых, небольшой водоём — для лягушек и специальный домик с различным инвентарём. Участок этот называется «Сад открытий». Он оборудован дорожками, по которым дети ходят, чтобы не вытоптать траву и не задавить какого-нибудь паучка. Так малышей приучают бережно относиться к природе и развивают их исследовательский интерес.
Проводят эксперименты
В средней школе начинается изучение физики, химии и биологии. Чтобы лучше понять суть явлений, зарубежные преподаватели устраивают любопытные эксперименты.
Китай
В китайских школах на уроках биологии старшеклассники проводят эксперименты с зелёным салатом. Подсаживая к росткам полезные и вредоносные бактерии и грибы, школьники изучают, как межвидовая борьба влияет на рост растений.
США
Чтобы понять свойство прочности, ученики приносят на урок физики самодельный мост из деревянных зубочисток и клея ПВА. Конструкция должна быть не длиннее 25 см и весить не более 60 граммов. В классе учитель устраивает конкурс на прочность. Победитель получает награду, которая в дальнейшем учитывается при приёме в колледж.
Германия
Немецкие школьники на уроках физики своими руками собирают дверной звонок, включая накручивание индукционной катушки. Все материалы и детали предоставляет школа, а учитель следит за выполнением и оценивает результат.
Устраивают праздники
В зарубежных школах популярны тематические праздники. В качестве виновника торжества выбирается какое-нибудь научное открытие, число или явление. Всеобщее веселье помогает на всю жизнь запомнить нужные факты.
Наиболее интересные активности проводятся в США. Например, чтобы запомнить число Авогадро — 6,02×1023, 23 октября ученики отмечают День моля и прямо на уроках устраивают пиротехническое веселье. 14 марта празднуют День числа пи. Поскольку на английском число Пи звучит так же, как слово «пирог», в этот день принято печь пироги и приносить их на математику. Там у них измеряют диаметр и длину окружности, вычисляя заветную постоянную, а после радостно съедают.
Внедряют науку в жизнь
Чтобы законы и явления не оставались в учебном вакууме, в школах Европы и Америки в программу включают реальные научные и социально-экологические темы. «В программу по химии на Западе любят включать такие модные темы, как экология, зелёная энергетика и глобальное потепление», — рассказывает преподаватель химии Антон Левыкин.
Во Франции назначают экоактивиста класса, которому поручают недельное кураторство программы. Ученик готовит тематический доклад, в котором рассказывает одноклассникам, как они могут сделать свой вклад в экологию города.
К тому же на уроках европейские школьники занимаются настоящей наукой.
Татьяна Бабичева преподаватель математики
Больше специалистов«В старших классах ученики проводят научные исследования. Ставят перед собой задачу, находят способ решить её и обосновать своё решение. Это может быть как лабораторная работа, так и более фундаментальная или, наоборот, прикладная задача. Самыми интересными работами моих учеников были, например, задачи математической оптимизации в транспортных потоках, прикладной теории игр, применения дифференциальных уравнений в медицине».
Популярна и внеурочная экоактивность: школьники сажают деревья, строят скворечники, участвуют в тематических мероприятиях. В США проходят воскресные маркеты, где школьники продают или обменивают ненужные дома вещи. Так невостребованный предмет может обрести новую жизнь, а не оказаться на свалке.