Как научить ребёнка думать
1. Задаём правильные вопросы
Чтобы ребёнок не боялся принимать решения в сложных и нестандартных ситуациях, важно научить его задавать вопросы и раскладывать любую проблему по полочкам. Овладеть этим навыком легче всего с помощью занятий математикой. И даже если вам кажется, что в жизни вы пользуетесь только формулами из пятого класса, на самом деле математика дала нам многое. Например, умение делать выводы от общего к частному, удерживать в уме много данных, работать с абстрактными понятиями.
«Математика в глобальном смысле — это наука, которая учит думать и правильно задавать вопросы. А грамотно составленный вопрос уже содержит в себе большую часть ответа».
Даже чтение условий задачи — это отличная тренировка. По мнению Олега Митрофанова, в этот момент человек начинает задавать себе вопросы: почему мне дали такие данные и как они связаны между собой? Так выстраивается цепочка размышлений, которая в результате помогает найти правильный ответ.
Ограничиваться только математикой необязательно: упражнения на развитие мышления можно проводить с любым текстом. Например, преподаватель Полина Аркадскова предлагает своим ученикам не просто прочитать статью или отрывок книги, но ответить на вопросы: для кого они написаны, какой специалист их писал, какую идею он хотел донести и какие аргументы использовал. В будущем, считает Полина, это поможет им воспринимать информацию критически и пригодится при общении с собственными детьми.
«Умение задавать правильные вопросы — это качество, которое нужно и педагогу, и родителям. Ведь важно не просто выдавать ребёнку факты, а наводить его на размышления так, чтобы он пришёл к ответам сам. И тогда можно увидеть блеск в глазах, воодушевление от того, что он что-то открыл».
2. Используем аргументы
Чтобы ребёнок умел отстаивать свою точку зрения и с друзьями, и на уроках, нужно научить его подкреплять собственное мнение аргументами. В этом поможет логика, ведь теория аргументации — это один из её разделов. Решая логические задачи, ребёнок начинает разделять причину и следствие, обращать внимание на детали и выделять главное и второстепенное. Полина Аркадскова советует выполнять такое упражнение: попросите ребёнка составить текст выступления на какую-либо тему сразу за две позиции: за и против. «Составляя аргументацию для противоположной точки зрения, вы лучше понимаете аргументы противника. А значит, с большей вероятностью победите в дискуссии», — говорит специалист.
«Я даю своим ученикам информацию об одном и том же явлении из разных источников. Так они могут сравнить разные точки зрения и сделать собственные выводы. Например, и Барт, и Мирча Элиаде писали о мифах, но один с филологической, а другой с культурологической точки зрения. Какая позиция у каждого? Где сходства, где различия? Это интересный вопрос и полезная привычка — смотреть на одно и то же явление с разных сторон».
В школе логику преподают редко, и обычно она появляется только в университетской программе. Но можно заниматься ей дома самостоятельно или со специалистом. Оптимальный возраст для этого — 13–14 лет. «У меня есть ученица, которая сейчас окончила 7-й класс. Я объясняю ей вещи, которые проходят в университете, просто упаковывая их в игровую форму. Если для юристов я даю задачи про расследования, то для детей эти понятия можно заменить на бабочек и цветочки. Для логики важна форма, а не содержание. Кроме того, сейчас продаётся много пособий с логическими задачами для школьников», — объясняет Полина Аркадскова.
Потренироваться аргументировать можно и на занятиях литературой. Преподаватель Татьяна Мохова уверена: нет мнения правильного и неправильного, любой тезис можно доказать. И вовсе необязательно соглашаться с тем, что пишут знаменитые критики. «Критику можно использовать как трамплин для собственных рассуждений: узнать, чем подкрепить свою точку зрения, как выстроить текст», — говорит она.
3. Развиваем эмпатию
В некоторых ситуациях «понять умом» собеседника недостаточно — нужно уметь ставить себя на его место, сопереживать и сочувствовать. Поэтому специалисты советуют развивать у ребёнка и эмоциональный интеллект. В этом помогут занятия литературой, уверена преподаватель Татьяна Мохова.
«Литература в чём-то похожа на психологию. И чтобы ребёнок начал понимать других людей, я использую приёмы из психологического арсенала — дискуссию, наводящий вопрос, пытаюсь провести параллели между ситуацией в книге и обычной жизнью, предлагаю сравнить поведение персонажей с поведением близких и друзей. В литературе мы всегда встречаем несколько психотипов, архетипов. А сильный художественный образ обязательно найдёт отклик в сердце читателя и поможет ему начать уважать чужую точку зрения».