5 признаков того, что ребёнок готов к школе
1. Умеет концентрироваться и удерживать внимание
Если раньше малыш мог переключаться с одного занятия на другое по своему желанию, то теперь ему придётся в течение 35 минут сидеть за партой. Поэтому заниматься чем-то длительное время, не отвлекаясь на собаку за окном, друга за партой или собственный пенал, — один из базовых навыков. Его психологи советуют развивать, выполняя с ребёнком различные задания. В том числе и те, которые ему неинтересны. При этом специалисты рекомендуют не бояться использовать позитивное подкрепление: доделаем и пойдём гулять.
Татьяна Марьина преподаватель-дефектолог
Больше специалистов«Очень важно, чтобы ребёнок мог выполнить то, что нужно, а не только то, что он хочет. К тому же дошкольник должен уметь выполнять двух- и трёхступенчатую инструкцию с первого раза. Например, найти и раскрасить среди разнообразных фигур только красные, маленькие или круглые».
2. Обладает хорошей зрительной и слуховой памятью
Два этих навыка помогут ребёнку быстрее схватывать материал на уроках, лучше запоминать информацию и легче справляться с домашними заданиями. Развитие и слуховой, и зрительной памяти происходит довольно естественно, но важно правильно подстёгивать этот процесс. Читайте с ребёнком книжки вслух и пересказывайте их, играйте в карточки с картинками на запоминание, рисуйте изображения по памяти. Ещё для слуховой памяти прекрасно помогают занятия музыкой.
Если ребёнок может запомнить 8–10 слов или картинок подряд и повторить простые предложения из 5–6 слов — это показатель хорошей динамики его развития.
3. Умеет следовать правилам
В расписании дошкольника не так много обязательных пунктов — особенно если он не ходит в детский сад. Обед, прогулка, развивашки. В школе правила гораздо строже. Притом речь не только о правилах поведения, но и взаимодействия в коллективе.
«В психологии есть такое понятие, как произвольность. Это совокупность навыков, благодаря которым ребёнок может соотносить своё поведение с внешними условиями. Проще говоря, вести себя правильно. Для этого нужны хорошо развитые когнитивные функции: внимание, память, волевое участие и желание познания. А для развития когнитивных функций важны групповые занятия».
Поэтому желательно, чтобы ребёнок ещё до школы попробовал работать в группе. Это может быть спортивная секция, музыкальный или художественный класс или простой детский сад. Татьяна Марьина, преподаватель-дефектолог, советует не упускать возможность позаниматься в подготовительном классе. Там дошкольник прежде всего научится находиться в коллективе сверстников: работать в темпе класса, быть терпеливым, слушать педагога и детей, которые отвечают, поднимать руку, если знаешь ответ или хочешь задать вопрос.
4. Знает много слов
Анна Степанова, преподаватель подготовки к школе, считает, что главное в речевом развитии — это широкий словарный запас. Предложения дошкольника должны быть развёрнутыми и последовательными, а ответы не строиться на простых «да» и «нет». Истории, которые рассказывает ребёнок, могут быть «детскими»: пусть он фантазирует о приключениях игрушек, придумывает волшебные роли себе и своим друзьям. Не нужно требовать от ребёнка строжайшей логики или продуманных сюжетных линий, но важно, чтобы его речь была разборчивой и понятной не только родителям, но и любым посторонним людям.
Развитие речи влияет на то, как работают остальные когнитивные функции мозга. Без этого навыка ребёнок будет испытывать трудности в освоении школьных предметов.
«Речь в дошкольном возрасте играет одну из главных ролей. Поэтому с ребёнком важно постоянно общаться, рассуждать, читать, развивать кругозор. К 7 годам он должен овладеть всеми звуками родного языка, много рассказывать и пересказывать, придумывать истории».
5. Хочет учиться
Но самое главное при подготовке к первому классу, считают психологи Профи, — это помочь ребёнку полюбить учёбу. Легче всего это сделать с помощью секций или развивашек. Хорошая новость: в дошкольном возрасте большинство занятий нацелены на то, чтобы у ребёнка выработался интерес к новым знаниям. Главная задача родителей — не навредить. Нельзя заставлять заниматься чем-то из-под палки, угрожать наказаниями или ругать за неудачи. Пусть учёба будет увлекательным процессом, в котором результат может быть не так важен.
«Спросите у своего ребёнка, хочет ли он идти в школу и почему. Если ребёнок тянется к знаниям, усидчив и готов выполнять самые разные задания, активно проявляет самостоятельность в учёбе и может находиться в детском коллективе без постоянного контроля взрослых — то вы на верном пути».
Если ваш малыш любознателен, активно познаёт мир и претендует на роль главного почемучки, можете быть спокойны и покупать самый красивый ранец. Если нет — не стоит переживать и отчаиваться. Все дети разные, и, возможно, вашему малышу просто рано идти на первую линейку с тяжёлым букетом гладиолусов.