Опыт профи: как сделать занятия максимально эффективными
1. Начните с подробного знакомства
И репетитору, и ученику важно знать отправную точку и конечную. В первой лежат все нынешние знания — а также способность усваивать новые; во второй — цель и результат занятий. Подробно обсудив эти вопросы, вы сможете понять:
- насколько вы с учеником подходите друг другу;
- какой формат занятий выбрать;
- как часто придётся встречаться и какой объём работы выполнять.
«Я советую начинать знакомство с качественной диагностики. Она покажет знание или незнание конкретных тем. И, что куда важнее, даст понимание, как ученик рассуждает и как он видит предмет: набором формул и теорем или живой наукой».
Самый простой способ — написать итоговую работу. Если занятия начинают с осени, то задания можно взять за прошлый год. Если в середине года — то полугодовые. Весной — итоговые за текущий год. Темы, которые ещё не проходили, можно пропустить. Антон Остапчук советует: просите учеников как можно подробнее проговаривать свои рассуждения в процессе решения.
Следующий шаг — обсудить желаемый результат. От этого зависит, как часто придётся встречаться, какой объём заданий выполнять и сколько в общем потребуется времени. И если вы понимаете, что целей достичь не получится, сразу сообщайте об этом. Например, краткосрочные интенсивные занятия подойдут, чтобы получить новые знания или структурировать уже имеющиеся. Но подготовиться к ЕГЭ за месяц едва ли удастся.
«Если у человека невысокий уровень знания языка, то при занятиях 2–3 раза в неделю результат будет минимум через полгода или год. Это важно обсудить с учеником, чтобы у всех были равные ожидания».
Наконец, стоит решить, в каком формате проводить занятия. Наталья Лебедянская живёт за границей, поэтому некоторые ученики «приходят поговорить на английском». «Им интересно общаться, тренировать разговорную речь, узнавать про другую страну и жизнь в ней», — рассказала она. Однако такой формат занятий может не подойти для подготовки к определённом экзамену.
2. Научите думать
Репетитор по математике Антон Остапчук замечает, что очень часто причиной «неудов» становятся вовсе не невыученные формулы или ошибка в расчётах. Некоторые ученики просто не понимают, как в целом работает наука, не умеют — или даже боятся — рассуждать и делать выводы.
«Очень многие воспринимают математику как набор изолированных тем: есть векторы, модули, дроби — но друг с другом они не связаны. А в действительности ещё как связаны».
Как считает Антон Остапчук, в процессе обучения очень важно постоянно задавать вопрос «почему?». И, независимо от ответа, внимательно слушать рассуждения, отмечать, что поменялось в них.
При этом важно объяснить ученику, что в математике, например, на основе пройденных тем можно понять новую.
«На фразы „мы такие задачи ещё не решали“ или „я такого типа задания не делал“ я всегда отвечаю: ты и не должен заранее быть готов ко всему. Основной принцип математики в том, чтобы, не обладая большим количеством знаний, уметь прийти к нужному выводу».
Полезно будет периодически отходить от изучения конкретных тем и возвращаться к работам широкого спектра: ВПР, МЦКО, ОГЭ или ЕГЭ. Тогда «изолированности» тем в восприятии ребёнка не произойдёт: он будет видеть их взаимосвязь.
3. Пишите «пробники»
Проверочные работы позволяют отслеживать процент выполняемости заданий и динамику баллов при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ. Эксперты рекомендуют отдельно отслеживать результаты по каждому заданию, чтобы выявить пробелы и своевременно их восполнить.
«На каждого ученика у меня заведён обычный школьный дневник, где я указываю пройденные темы, домашнее задание и отмечаю пропуски. Если ребёнок не выполняет заданное, то помечаю несделанное красным и высылаю фото родителям, сопровождая комментарием, на какие баллы можно рассчитывать с такой работой».
4. Давайте обратную связь
Обсуждать промежуточные результаты важно, чтобы баллы за экзамен или контрольную работу не стали неожиданностью ни для одной из сторон. Формат может быть разным: от коротких «голосовых» в конце каждого занятия до подробных табличек в конце недели. Но, по мнению Инги Ивановой, наиболее эффективно давать отчёт раз в месяц. Желательно звонком: сообщения не передают интонацию и смысловые оттенки, а это может привести к недопониманию.
«В отчётах я не ссылаюсь на тонкости предмета, а привожу конкретные цифры: в тесте было 12 ошибок в 12 заданиях, а теперь 2. За сочинение было выставлено 15 баллов из 21, а сейчас — 18. Людям нужны цифры и ощутимый, измеримый результат».
Обсуждая достижения и неудачи, предлагайте варианты решения проблемы.
5. Поддерживайте эмоциональный контакт
По мнению Натальи Лебедянской, очень важен личный контакт с учеником. У него может быть плохое настроение, какие-то трудности — и в таких ситуациях важно человека поддержать.
«Стараюсь быть позитивной, подбадривать своих учеников независимо от того, что у них происходит. И у нас получается гармоничная работа, которая даёт эффективные результаты».