Кто мы?

Блог Профи — сервиса, где специалисты и клиенты находят друг друга. Хотите попробовать?

Перейти на сайт Профи
Для профи

Опыт профи: как сделать занятия максимально эффективными

Спросили репетиторов Профи по разным предметам, как достичь классных результатов с учеником. Они дали пять простых советов, которые легко применить на практике.
как сделать занятия максимально эффективными

1. Начните с подробного знакомства

И репетитору, и ученику важно знать отправную точку и конечную. В первой лежат все нынешние знания — а также способность усваивать новые; во второй — цель и результат занятий. Подробно обсудив эти вопросы, вы сможете понять:

  • насколько вы с учеником подходите друг другу;
  • какой формат занятий выбрать;
  • как часто придётся встречаться и какой объём работы выполнять.

Антон Станиславович Остапчук репетитор по математике

4,81 95

Открыть анкету

«Я советую начинать знакомство с качественной диагностики. Она покажет знание или незнание конкретных тем. И, что куда важнее, даст понимание, как ученик рассуждает и как он видит предмет: набором формул и теорем или живой наукой».

Самый простой способ — написать итоговую работу. Если занятия начинают с осени, то задания можно взять за прошлый год. Если в середине года — то полугодовые. Весной — итоговые за текущий год. Темы, которые ещё не проходили, можно пропустить. Антон Остапчук советует: просите учеников как можно подробнее проговаривать свои рассуждения в процессе решения.

Следующий шаг — обсудить желаемый результат. От этого зависит, как часто придётся встречаться, какой объём заданий выполнять и сколько в общем потребуется времени. И если вы понимаете, что целей достичь не получится, сразу сообщайте об этом. Например, краткосрочные интенсивные занятия подойдут, чтобы получить новые знания или структурировать уже имеющиеся. Но подготовиться к ЕГЭ за месяц едва ли удастся.

Наталья Сергеевна Лебедянская репетитор по английскому языку

4,79 176

Открыть анкету

«Если у человека невысокий уровень знания языка, то при занятиях 2–3 раза в неделю результат будет минимум через полгода или год. Это важно обсудить с учеником, чтобы у всех были равные ожидания».

Наконец, стоит решить, в каком формате проводить занятия. Наталья Лебедянская живёт за границей, поэтому некоторые ученики «приходят поговорить на английском». «Им интересно общаться, тренировать разговорную речь, узнавать про другую страну и жизнь в ней», — рассказала она. Однако такой формат занятий может не подойти для подготовки к определённом экзамену.

2. Научите думать

Репетитор по математике Антон Остапчук замечает, что очень часто причиной «неудов» становятся вовсе не невыученные формулы или ошибка в расчётах. Некоторые ученики просто не понимают, как в целом работает наука, не умеют — или даже боятся — рассуждать и делать выводы.

Антон Станиславович Остапчук репетитор по математике

4,81 95

Открыть анкету

«Очень многие воспринимают математику как набор изолированных тем: есть векторы, модули, дроби — но друг с другом они не связаны. А в действительности ещё как связаны».

Как считает Антон Остапчук, в процессе обучения очень важно постоянно задавать вопрос «почему?». И, независимо от ответа, внимательно слушать рассуждения, отмечать, что поменялось в них.

При этом важно объяснить ученику, что в математике, например, на основе пройденных тем можно понять новую.

Антон Станиславович Остапчук репетитор по математике

4,81 95

Открыть анкету

«На фразы „мы такие задачи ещё не решали“ или „я такого типа задания не делал“ я всегда отвечаю: ты и не должен заранее быть готов ко всему. Основной принцип математики в том, чтобы, не обладая большим количеством знаний, уметь прийти к нужному выводу».

Полезно будет периодически отходить от изучения конкретных тем и возвращаться к работам широкого спектра: ВПР, МЦКО, ОГЭ или ЕГЭ. Тогда «изолированности» тем в восприятии ребёнка не произойдёт: он будет видеть их взаимосвязь.

3. Пишите «пробники»

Проверочные работы позволяют отслеживать процент выполняемости заданий и динамику баллов при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ. Эксперты рекомендуют отдельно отслеживать результаты по каждому заданию, чтобы выявить пробелы и своевременно их восполнить.

Инга Алексеевна Иванова репетитор по русскому языку

4,97 109

Открыть анкету

«На каждого ученика у меня заведён обычный школьный дневник, где я указываю пройденные темы, домашнее задание и отмечаю пропуски. Если ребёнок не выполняет заданное, то помечаю несделанное красным и высылаю фото родителям, сопровождая комментарием, на какие баллы можно рассчитывать с такой работой».

4. Давайте обратную связь

Обсуждать промежуточные результаты важно, чтобы баллы за экзамен или контрольную работу не стали неожиданностью ни для одной из сторон. Формат может быть разным: от коротких «голосовых» в конце каждого занятия до подробных табличек в конце недели. Но, по мнению Инги Ивановой, наиболее эффективно давать отчёт раз в месяц. Желательно звонком: сообщения не передают интонацию и смысловые оттенки, а это может привести к недопониманию.

Инга Алексеевна Иванова репетитор по русскому языку

4,97 109

Открыть анкету

«В отчётах я не ссылаюсь на тонкости предмета, а привожу конкретные цифры: в тесте было 12 ошибок в 12 заданиях, а теперь 2. За сочинение было выставлено 15 баллов из 21, а сейчас — 18. Людям нужны цифры и ощутимый, измеримый результат».

Обсуждая достижения и неудачи, предлагайте варианты решения проблемы.

Читайте также Маленькие взрослые: какие проблемы решать с учениками, а какие — с родителями?

5. Поддерживайте эмоциональный контакт

По мнению Натальи Лебедянской, очень важен личный контакт с учеником. У него может быть плохое настроение, какие-то трудности — и в таких ситуациях важно человека поддержать.

Наталья Сергеевна Лебедянская репетитор по английскому языку

4,79 176

Открыть анкету

«Стараюсь быть позитивной, подбадривать своих учеников независимо от того, что у них происходит. И у нас получается гармоничная работа, которая даёт эффективные результаты».

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями

Образование

Похожие статьи