Это вам не шутки: как выбрать научные игрушки для любопытных юннатов
Зачем нужны научные игрушки?
Производители обещают, что наборы с пластиковыми колбами и пробирками «помогают понять химию», «развивают интерес к физике» и даже «готовят к школе». Но зачастую цель таких наборов — это не только знакомство с науками. Они развивают целый комплекс навыков.
Терпение и усидчивость. Результаты одних опытов можно увидеть практически моментально: достаточно кинуть соду в уксус и наслаждаться пеной и шипением. А вот с другими придётся проявить терпение: например, кристаллы из соли растут днями, а иногда и неделями.
Любопытство и умение задавать вопросы. Происходящее во время опыта перестаёт восприниматься как данность: ребёнок ищет объяснение, почему произошла та или иная реакция.
Критическое мышление. Если эксперимент не удался — это повод проанализировать процесс и найти, в чём была ошибка.
Творческий подход. Когда инструкции предполагают создание разных комбинаций — например, несколько опытов с одними и теми же реагентами, дети придумывают что-то новое.
Вера в себя. Самостоятельно вырастить кристалл или научиться управлять электричеством — всё это отлично мотивирует совершать новые открытия и погружаться глубже в науку. Так игра незаметно переносится на учёбу.
«Когда удаётся применить знания сразу из нескольких различных сфер и получить экспериментальное подтверждение школьных сведений, возникает мотивация заниматься дальше, задавать вопросы и проводить исследования».
Совместный досуг. Когда родители участвуют в опытах, они превращаются из простого развлечения во время близости. Это помогает укрепить доверие между ребёнком и взрослым, поддержать существующие интересы и найти новые. Часто именно в процессе игры ребёнок впервые начинает интересоваться наукой.
На что обратить внимание при выборе игрушки
По словам Андрея Юрьевича Пронозы, репетитора по биологии и химии, пробудить интерес к науке могут наглядные, но вместе с тем эффектные вещи. Например, совместное изготовление ацетата натрия на водяной бане — настоящих мини-сталагмитов, цемента или гашение соды.
Эксперт рассказал, что начать стоит с предпочтений ребёнка и его возраста.
«Любит ребёнок статику или динамику? Дерево или пластик? Открытый воздух или тёмную лабораторию? Ответы на эти вопросы позволяют понять, какие материалы и механики понравятся ребёнку».
Возрастные рекомендации. Игрушка должна подходить по возрасту — слишком сложные наборы быстро снижают интерес.
Так, для детей 4–6 лет подойдут игрушки безопасные, но со зрелищным эффектом. Это могут быть наборы для лепки и моделирования, выращивания кристаллов или магнитные конструкторы. «Раскопки динозавров» — ещё одна игра, которая понравится даже малышам: с помощью пластиковых копий настоящих инструментов юным исследователям предстоит добыть из цельного куска гипса «кости» древних ящеров. По словам Андрея Юрьевича, это вариант подойдёт интересующимся биологией и палеонтологией.
Школьники 7–9 лет уже интересуются причинно-следственными связями, поэтому разовый эффект им будет не интересен. Таким детям можно предлагать наборы с простыми химическими реакциями или построением электрических цепей.
Для младших подростков 10–14 лет можно выбрать более серьёзные игрушки. Например, конструкторы-роботы, микроскопы с готовыми препаратами или наборы, связанные с программированием.
Безопасность. Химические вещества должны быть нетоксичными, детали — прочными. Это важно для любых наборов, но особенно — для химических и электрических.
Обязательно проверьте сертификат качества и надёжность упаковки. Если есть пластик, он должен быть прочным, без едкого запаха.
Эксперты рекомендуют выбирать производителей, которые работают именно в образовательной сфере, а не только в «массовом» сегменте игрушек.
Простота объяснения. «Правильные» игрушки не только создают «вау-эффект», но и помогают понять, почему он возник. В таких наборах есть методички с вопросами, заданиями и возможными вариантами экспериментов.
Если же игрушка рассчитана на один раз и не предполагает объяснений, возможно, стоит поискать альтернативный вариант.
Эффект вовлечения. Чем больше возможностей для повторных опытов, тем выше шанс, что ребёнок будет возвращаться к набору.
«Детям, у которых есть интерес к электронике, может понравиться конструктор „Знаток“. Он объединяет в себе физическую и и химическую сферу знаний. С его помощью можно конструировать самостоятельно разные устройства: лампочки, звонки и даже детекторы лжи».
Примеры удачных наборов
- Наборы для выращивания кристаллов и растений: зрелищно, но при этом ребёнок учится терпению и наблюдательности.
- Многоразовые химические эксперименты: реактивы позволяют ставить опыты несколько раз, а инструкции объясняют, что именно происходит.
- Электронные схемы (лампочки, моторчики, вентиляторы): безопасны, наглядно показывают основы электричества и дают простор для творчества.
- Конструкторы с возможностью программирования: ребёнок видит результат своих действий (робот едет, светится или выполняет команды). Это мотивирует возвращаться к экспериментам снова и снова.