Книжный ликбез: как читать, понимать и запоминать прочитанное

1. Планируем процесс
Иногда с книгой приятно просто провести час в метро или пару часов в уютном кресле. Но эффективное чтение — это работа. И, как любую работу, ее легче выполнять, когда есть план. Тренер по обучению Александра Левина считает: «Эффективное чтение — это цель + улыбка + паузы + составление вопросов + визуализация». И объясняет подробно каждый пункт.
Цель. Прежде чем открывать книгу, попробуйте ответить себе на вопрос: зачем я это читаю? Для чего мне информация и где она может пригодиться? Насколько подробно нужно изучить материал? Иногда, чтобы запомнить прочитанное, достаточно поставить себе конкретную цель.
Улыбка. Улыбаясь, можно почувствовать, как улучшается настроение, и мы как будто «открываемся» новой информации. Особенно если материал нудный и сложный.
Паузы. Важно делать перерывы во время чтения. Их частота зависит от сложности текста, но время от времени стоит останавливаться и анализировать прочитанное.
Вопросы. Лучший способ оценить, насколько хорошо вы поняли текст, — составить вопросы к нему и самостоятельно на них ответить. Желательно, чтобы вопросы были разные: открытые и закрытые, с несколькими вопросительными словами.
Визуализация. Секрет полного понимания текста заключается в качественной визуализации. Представьте, что вы как будто смотрите фильм или даже сами выступаете в роли главного героя.
2. Учимся понимать текст
Эксперты Профи рассказывают, что к ним часто обращаются люди с одной и той же проблемой: после прочтения в памяти остаётся скопление обрывочных мыслей и цитат, а вот понимания общего контекста нет. Хорошая новость: дело, возможно, не в вас, а в книге.
«Большинство современных книг написаны по принципу 20/80: 20% ключевых моментов и 80% — второстепенных. Поэтому при работе с книгой важно научиться выделять главную мысль».
Главная мысль главы, как правило, находится в её начале. Далее эта мысль раскрывается, добавляются различные детали. Завершается глава выводом.
Но сложности могут возникать даже с классической, хорошо структурированной литературой. Научиться лучше понимать прочитанное можно. Специалист по развитию памяти, мнемотехникам и скорочтению Валентина Малыгина советует упражнение.
Упражнение «Визуализация»
- Положите перед собой изображения пяти предметов.
- Посмотрите на предмет, а затем попытайтесь представить его мысленно.
- Проанализируйте картинку, которая возникла у вас в голове, задавая уточняющие вопросы. Например, лимон. Какой лимон вы представили? На ветке или на тарелке? Целый или разрезанный на дольки? Или дерево. Какое дерево вы представили — берёза, дуб, ель? Настоящее или нарисованное? С листиками или голое, в снегу? Толстое, тонкое, молодое, старое, прямое, кривое?
- Продолжайте игру, пока не закончатся изображения. Либо пока образы не начнут возникать без лишних усилий.
- Усложните игру: теперь просто представляйте предметы в голове, не глядя на реальные изображения.
- Когда навык визуализации закрепится, тренировку можно усложнить ещё больше. Для этого объедините несколько предметов. Например, лимон на дереве или лимон падает с дерева. В группы лучше включать не больше 3–7 образов.
Постепенно понимать сложные описания в книгах станет легче, так как вы сможете представить их в своей голове. А значит, и сам текст будете воспринимать проще и точнее.
3. Конспектируем и запоминаем
Следующий шаг, необходимый для системного запоминания, — зафиксировать прочитанное. Формат не столь важен — главное, чтобы конспект был понятен, даже если вы вернётесь к нему через полгода. Выписывайте ключевые слова или полные фразы, составляйте диаграммы, шифруйте пиктограммами или вырезайте картинки, используйте разные цвета и шрифты, просто пишите текст в заметках. Но Елена Миронова считает, что наиболее эффективно работает мнемокарта.
Как составить мнемокарту:
- Возьмите лист бумаги, разверните его горизонтально. Или используйте тетрадь или блокнот, раскрыв их на развороте.
- В середине листа или разворота напишите название книги.
- Вокруг названия, двигаясь по часовой стрелке, записывайте важную информацию. На одном листе можно разместить как одну главу, так и целую книгу.
Слова можно заменять значками, использовать рисунки, выделять мысли разными цветами. Так информация будет подкрепляться ещё и визуально.

Если вы забудете что-то, достаточно просто взглянуть на мнемокарту, чтобы освежить знания. Повторять прочитанное — очень важно.
«Чтобы информация перешла в долговременную память, её необходимо повторить 6–7 раз с интервалами. Каждый последующий интервал должен быть минимум в два раза больше предыдущего. Например, запомнили мысль, повторили её через 2 часа. Следующее повторение — через 4 часа после первого. Затем — через 8 и так далее. Можно пользоваться специальными программами, которые сами отслеживают интервалы, — например, Anki».
4. Тренируем мозг
«Когда мозг развивается комплексно, ему легче получать и использовать новые знания. А ещё это профилактика возрастных изменений и забота о здоровье и остроте ума», объясняет Александра Левина.
Поэтому важно развивать все когнитивные процессы: память, внимание, мышление и восприятие. Решать логические головоломки, выполнять упражнения на тренировку концентрации внимания, например, проходить глазами сложные лабиринты. Тогда восприятие и обработка любой информации будут даваться легко.
Специалист по развитию памяти, мнемотехникам и скорочтению Валентина Малыгина добавляет, что можно тренировать и внимание.
Валентина Владимировна Малыгина специалист по развитию памяти, мнемотехникам и скорочтению
47
Открыть анкету«Внимание — это ваше полное мысленное присутствие в нынешнем моменте. Освоив этот навык, можно научиться быть осознанным в любом процессе. Далее можно поработать над объёмом внимания, от которого зависит наша эффективность и насыщенность жизни. Если его увеличить, получится сосредоточиться уже на нескольких процессах одновременно, быстро переключаясь с одного на другой».
Для тренировок Валентина Малыгина предлагает использовать упражнение «Точка опоры». «Точка опоры — это место, на которое приходится вес тела. Когда мы его ощущаем, все остальные чувства как будто затихают», — объясняет специалист.
Упражнение «Точка опоры»
- Сядьте на стул или диван. Мысленно сосредоточьтесь на тех частях вашего тела, которые соприкасаются с поверхностью. Наблюдайте за своими ощущениями. Затем мысленно «поднимитесь» по позвоночнику вверх, к макушке. Дышите глубоко и спокойно.
- Встаньте. «Понаблюдайте» за ощущениями в стопах. Сейчас они — ваша точка опоры. Начните переступать с ноги на ногу. Переключайте внимание с одной стопы на другую. Двигайтесь как можно более медленно.
- Возьмите чашку. Теперь ваша точка опоры — пальцы, которые давят на чашку. Следите за своими ощущениями.
- Продолжайте экспериментировать с разными предметами, пытаясь почувствовать каждую отдельную часть тела.