Кто мы?

Блог Профи — сервиса, где специалисты и клиенты находят друг друга. Хотите попробовать?

Перейти на сайт Профи
Как профи

Главное, что нужно знать о раннем развитии

Существует три основных направления раннего развития — интеллект, речь и мелкая моторика. В статье рассказываем, как прокачать все три без слёз, нервов и принуждения — с обеих сторон.
раннее развитие

Развиваем интеллект: игры и головоломки

Заниматься развитием интеллекта можно уже в младенчестве. Конечно же, речь не идёт о том, чтобы собирать пазлы с двухмесячным малышом. Достаточно будет общаться с ребёнком, знакомить его с разными формами, цветами и текстурами.

В три года начинается важный «дошкольный» период: в это время ребёнок активно растёт, ему хочется много двигаться и исследовать всё вокруг. Многие родители записывают малышей в разные кружки или интенсивно занимаются дома. Однако психологи напоминают, что главная деятельность для дошкольника — это игра. Поэтому прокачивать интеллект тоже лучше в игровой форме, которая не требует напряжённой работы.

3 игры на внимание и память

«Я вижу...»

Один из участников игры должен оглядеться и сказать: «Я вижу...» — например, «что-то жёлтое» или «что-то квадратное». Нужно назвать отличительную черту, по которой другой участник отгадает объект. Ограничений по количеству попыток нет, второй игрок может предлагать варианты, пока не угадает. После этого участники меняются ролями.

«Что изменилось?»

Понадобится 5–10 небольших предметов. Подойдёт что угодно: телефон, теннисный мячик, заколка, ручка. Все предметы нужно разложить на столе. Ребёнок должен сосчитать их и запомнить точное расположение, а потом отвернуться или выйти из комнаты. Родитель в это время убирает пару предметов. Задача ребёнка — сказать, что исчезло или изменилось. В следующих раундах можно убирать больше предметов, менять их местами и добавлять новые.

«Караван»

Один из вариантов игры в «слова». Вначале нужно придумать категорию: это могут быть названия детских сказок, цвета, животные или что-то ещё, в чём ребёнок хорошо разбирается. Затем игроки по очереди называют слова из этой категории, прибавляя их к предыдущим, чтобы получилась цепочка из нескольких слов. Игра продолжается, пока кто-то из участников не собьётся.

3 головоломки

Танграм

В основе этой головоломки — семь геометрических фигур. Их нужно сложить так, чтобы в итоге получить что-то более сложное, например, образ животного или человека. Можно купить готовую игру или вырезать фигуры из цветного картона по шаблонам из интернета.

Змейка Рубика

Игрушка напоминает всем известный кубик Рубика. Из неё можно собирать разные фигуры, как очень лёгкие, так и посложнее.

Лабиринты

Лабиринты обычно даются детям легко и при этом хорошо развивают пространственное мышление и зрительную память. Необязательно покупать специальные тетрадки, простой лабиринт можно нарисовать от руки.

«Найди отличие»

Ребёнку предлагают две одинаковых, на первый взгляд, картинки, на которых есть несколько отличий.

скороговорки и сказки

Развиваем речь: скороговорки и сказки

Как и в случае с интеллектом, игра — лучший способ помочь малышу начать говорить или расширить словарный запас.

Разговоры с рождения

Разговаривайте с младенцем обо всём на свете. Малышу нужно как можно больше информации воспринимать на слух. Очень важно называть предметы, которые окружают ребёнка. Уже на этапе гуления нужно поддерживать «разговор», отзываться на звуки.

Чтение вслух

Дети, которым с раннего возраста читают вслух, обычно начинают говорить раньше, их речь звучит более грамотно. Дело в том, что в повседневной жизни люди используют просторечную грамматику низкого порядка, а в книгах авторы делают упор на литературный язык, который богат на сложные обороты. А ещё такие тексты развивают логику и мышление. Читая вслух, родители учат ребёнка новым словам, показывают, как их правильно произносить и употреблять, развивают фантазию.

Детские скороговорки

Учить скороговорки можно с момента, когда ребёнок начнёт произносить первые слоги и слова — примерно с одного года. Но максимальный эффект появится позже, когда малыш научится связно излагать свои мысли.

Скороговорки должны быть забавными и запоминающимися. Чтобы скороговорку было легче выучить, её нужно медленно и внятно повторить несколько раз. Не стоит сразу требовать идеального произношения. Вначале лучше выбирать небольшие стишки, их проще запомнить.

пластилин и краски

Развиваем мелкую моторику: пластилин и краски

К мелкой моторике относят тонкие движения кистей и пальцев рук. Развивать её нужно, чтобы ребёнок ловко орудовал ложкой, рисовал и писал.

Пластилин помогает укрепить мускулатуру кисти. Ребёнок может катать колобки, делать колбаски и сворачивать их в улитку или обруч. Таким образом пальцы станут более подвижными и ловкими.

Для рисования подойдут не только кисти: предложите порисовать пальцами на бумаге или песке, покажите уголь, мелки. Детям до года лучше выдавать пальчиковые краски. Позже можно попробовать восковые мелки и фломастеры — с ними не нужно рассчитывать силу нажатия. С карандашами сложнее, поэтому их оставляют на более поздний возраст.

Как часто заниматься: нормы для разных возрастов

Иногда родители не учитывают возраст ребёнка и переоценивают его возможности. Перенапряжение не приведёт ни к чему хорошему — ребёнок либо просто потеряет интерес, либо даже заработает проблемы с психологическим здоровьем. При желании можно научить малышей читать, считать и писать уже к первому классу, они будут хорошо подготовлены — но лишатся любопытства.

Поэтому важно подбирать нагрузку в соответствии с возрастом:

  • 3–4 года — до 15 минут;
  • 4–5 лет — до 20 минут;
  • 5–6 лет — до 25 минут;
  • 6–7 лет — до 30 минут.
Читайте также Английский до школы: учить или не учить?

Младшим детям лучше заниматься не больше 30–40 минут в день, детям постарше — 45–90 минут. Между блоками занятий обязательно должны быть перерывы минимум на 10 минут. Ребёнок не должен сильно уставать.

Короткие уроки можно проводить каждый день или через день. Если дошколёнок занимается с педагогом, планируйте два или три урока в неделю, чтобы материал успевал закрепиться и не было отката назад. Идеальное расписание уроков — через день.

Принципы занятий

Принципы занятий

Учитывайте возраст. Дело не столько в объёме информации, сколько в подаче. Важно понимать психологическую характеристику того или иного возраста — например, дети дошкольного возраста с большим удовольствием трогают предметы, пробуют их «на зуб», бросают, нюхают.

Будьте готовы, что ребёнок всё будет повторять за вами. Малыши привыкают подражать взрослым, копировать их слова, действия и движения. Беседы, внушения и объяснения в этом случае не так важны, как личный пример.

Объясняйте одно и то же много раз. Чем сложнее навык, тем больше повторов понадобится. Не рекомендуется быстро включать в игру много нового: ребёнок будет чувствовать себя гораздо увереннее в комфортной обстановке.

Выбирайте понятные ребёнку темы. Используйте в играх образы и слова из сферы быта, природы, животных, которые малыш уже знает. Аналогичные темы подойдут для лепки и рисования, сюжетных игр и головоломок. Так ребёнку не станет скучно, а новая информация запомнится.

Делите занятия на короткие отрезки. Каждый этап занятий должен длиться 3–4 минуты, со временем доходя до 10–15 минут. Внимание детей кратковременно и непроизвольно, поэтому нагрузку увеличивают постепенно. Во время каждого занятия ребёнку следует предлагать несколько разноплановых игр, которые будут сменять друг друга.

Не бойтесь отойти от плана. Важно уметь чётко планировать занятие, но в то же время быть гибкими. Должна оставаться возможность что-то сократить или расширить, а может, и вовсе отложить до лучших времён. Следите за реакцией ребёнка и при необходимости корректируйте план, чтобы материал усваивался по максимуму без лишнего стресса.

Не привязывайтесь к одной программе. Необязательно зацикливаться на одной программе или системе обучения. Можно использовать рабочие тетради одного автора, заниматься практикой по рекомендациям второго и отвлекаться на головоломки от третьего.

Не занимайтесь, если вам не хочется. Чтобы от занятий был эффект, родителям тоже должно быть интересно. Не у всех есть возможность проводить с дошкольником много времени, поэтому развивающие занятия можно делегировать преподавателям или няне. Но даже в таком случае ребёнку важно, чтобы близкие уделяли ему достаточно внимания, интересовались учёбой, объясняли непонятные моменты и поддерживали. Родителям нужно вовлекаться в учебный процесс с самого раннего возраста малыша, и заниматься этим должна не только мама, но и папа. Только так можно сформировать здоровую самооценку и стимулировать жажду знаний.

как сэкономить

Бонус: как сэкономить на учебных материалах

Сегодня есть множество рабочих тетрадей для любых возрастов и на любую тему: развитие речи, обучение формам, цветам, буквам и цифрам. Но иногда стоимость их достаточно высокая, а срок службы короткий: да, малыши любят рвать книжки, разрисовывать их фломастерами или даже посыпать печеньем. Чтобы не отказываться от покупки совсем, воспользуйтесь несколькими простыми лайфхаками.

Повторное использование. В рабочих тетрадях есть большое количество рисунков, которым можно найти новое применение. Например, организовать кукольный театр, играть в магазин, использовать цифры для счёта и т.д.

Делать копии. Далеко не всегда у ребёнка получается выполнить задание с первого раза. Поэтому лучше заранее сделать несколько ксерокопий и время от времени предлагать их ребёнку.

Придумывать свои задания. Далеко не всегда дети хотят выполнять какие-то задания, даже если у них есть склонность к определённым действиям. К примеру, если малыш не желает вырезать что-то из рабочей тетради, то можно собрать различные журналы, газеты, цветную бумагу и дать всё это ребёнку с просьбой показать мастер-класс. А может, ему больше нравится резать цветную ткань? Вариантов на самом деле довольно много. Главное — включить креативный подход.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями

Дети

Похожие статьи