Без оценок и учебников: альтернативные школы в России
Вальдорфская школа
Самая известная альтернативная школа в России с более чем 20 филиалами по всей стране. Некоторые из них имеют государственную лицензию и аккредитацию на начальное, основное и среднее образование. А это значит, что дети изучают те же предметы, что и в обычной школе, проходят обязательную аттестацию в 4, 9 и 11-м классах, сдают ОГЭ и ЕГЭ.
Разница в том, что здесь главное — интересы ученика, а не режим и дисциплина. На ребёнка не обрушивают поток информации и дают ему учиться в своём ритме. Даже читать и писать начинают позднее, чем в обычной школе, — зато сразу на двух иностранных языках.
В вальдорфской системе нет оценок. Вместо них — рекомендации учителя-тьютора, который ведёт группу семь-восемь лет. Школьной формы тоже нет. Расписание в такой школе особое: есть главные уроки, которые длятся дольше остальных. Обучение не привязано к учебникам и может проходить в устной или игровой форме. А летом дети получают практические навыки: учатся готовить, работать в саду, ухаживать за животными.
Много часов отводится творческим занятиям:
- музыке,
- танцам,
- рисованию,
- лепке,
- работе с натуральными материалами,
- сюжетно-ролевым играм,
- театру.
Родителей приглашают заниматься творчеством вместе с ребёнком.
Несмотря на большое количество плюсов, вальдорфская методика подходит не всем.
«Программа в вальдорфской школе не летит вперёд, у детей достаточно времени усвоить материал. Но эта система больше понравится детям, которым интересны гуманитарные предметы. Ученики с тягой к чертежам, цифрам и технике могут заскучать».
Школа Монтессори
По методике Марии Монтессори занимаются не только в детских садах, но и в школах. В среднем обучение длится 11 лет. Но продолжительность может меняться в зависимости от того, есть ли у конкретного учебного центра государственная лицензия и аккредитация.
Главная цель школы Монтессори — создать среду, в которой ребёнок сможет сам выбирать, чему учиться. Педагог здесь — просто наблюдатель, который не навязывает решение или ответ. Более того, ошибки поощряются: если ребёнок их совершает, значит, он пробует что-то новое.
Уроки проходят в малых разновозрастных группах. Учебный день состоит из часов свободной работы, работы в группе и творческих занятий. Последних не так уж много — акцент в методике Монтессори делается на развитии интеллекта и рационального мышления. Иначе говоря, дети учатся не только придумывать, но и измерять, рассчитывать, воплощать.
В школах Монтессори не ставят оценки и не сдают экзамены. Вместо этого ученики ведут дневники, в которых фиксируют свои достижения, а затем обсуждают их с педагогом. Строгого расписания и рядов парт тоже нет: дети сами решают, сколько им хочется заниматься и где. Вместо учебников — пособия, материалы и инструменты, чтобы сделать всю информацию максимально наглядной.
«Система Монтессори учит выражать своё мнение и не бояться совершить ошибку или показаться неумехой. Материал преподносят в интересной форме и поощряют детей задавать вопросы, озвучивать свои мысли. Но замкнутым малышам может быть сложно работать в мини-группах, особенно поначалу. Если в обычном классе можно «спрятаться» на задней парте, то в маленькой группе так не получится».
Школа реджио
Итальянская методика преподавания только набирает популярность в России. Сейчас в крупных городах можно найти отдельные реджио-центры. Наиболее заметный из них — Reggio space в Петербурге.
В реджио-школе создают среду, которая стимулирует природное любопытство ребёнка. Ему дают достаточно пространства и инструментов для экспериментов, творчества, исследований.
Другие особенности реджио-методики:
- обучение в малых разновозрастных группах;
- вместо монолога учителя — дискуссия между учениками;
- проектная работа;
- отдельное время для обсуждения пройденного материала.
Если в вальдорфской школе учитель находится в центре внимания, а в школе Монтессори наблюдает со стороны, то в реджио-школе он где-то посередине. Предлагает темы для обсуждения, помогает решать задачи, даёт подсказки, но не диктует правила и не ограничивает.
Важная особенность реджио-методики — преподаватели записывают всё, что происходит на уроке, делают фото, снимают видео. Считается, что это помогает отследить прогресс учеников намного лучше, чем оценки по пятибалльной шкале.
Школа «Апельсин» Димы Зицера
«Апельсин» — школа неформального образования, в которой всё решают дети. Вместо директора и завуча здесь детский парламент. Ученики могут попросить добавить новый предмет в расписание. Хотя школьная программа в «Апельсине» и без того достаточно разнообразная: в ней есть всё — от привычных математики и химии до кулинарии и йоги.
Учебный день состоит из обычных уроков и консультаций. Во время последних ученики обсуждают пройденный материал с учителем или берут дополнительные задачи.
К тому же много внимания уделяется изучению мира самыми разными способами.
Дети в «Апельсине»:
- ставят спектакли;
- устраивают благотворительные ярмарки;
- ездят в парки и музеи;
- вместе смотрят фильмы;
- экспериментируют в мастерской с новыми материалами и техниками.
Домашних заданий и оценок в школе нет. Ребёнок может уйти с неинтересного ему урока на другой, более увлекательный, или вовсе отправиться домой. Хотя в расписании есть и условно обязательные предметы, так как программа школы учитывает государственные стандарты и позволяет сдать ОГЭ и ЕГЭ.
Кажется, в таком формате обучение должно быстро превратиться в анархию. Но создатели школы уверяют, что этого не происходит. Ведь свободная атмосфера и возможность экспериментировать рано или поздно привлекают даже тех, кто раньше учиться не любил.
Семейная школа
Так называемые нешколы, в которых родители сами организуют классы: выбирают преподавателей, методику и место обучения. Существует даже общественная организация, которая объединяет руководителей таких проектов, — «Семейные школы».
Главная цель любой семейной школы — создание атмосферы уважения и поддержки, которой иногда не хватает в обычных школах. Благодаря этому в нешколах дети испытывают меньше стресса и обладают большей свободой.
Нешколы могут частично работать по государственным образовательным стандартам или использовать только авторские методики. Всё зависит от пожеланий родителей и потребностей детей. Аттестация обычно проводится в школе-партнёре, у которой есть лицензия и государственная аккредитация.
Семейная школа может стартовать как клуб для ограниченного числа детей и со временем перерасти в настоящую частную школу.
Альтернативное обучение в обычной школе
Не у всех родителей есть средства на платную школу, и не все готовы экспериментировать с авторскими методиками. В таких случаях педагог и репетитор Ольга Ляшенко советует рассмотреть один из вариантов альтернативного образования в обычной государственной школе: семейное, очно-заочное или индивидуальное.
При семейной форме ребёнок учится дома по собственному расписанию, которое чаще всего составляют родители. При этом ученик периодически проходит аттестацию в обычной школе. А вот на очно-заочном обучении посещать уроки всё же приходится. Правда, такое свободное посещение, считают специалисты, подходит дисциплинированным и трудолюбивым детям.
«Очно-заочная форма обучения — это неплохая, и притом бесплатная, замена альтернативным школам. Но она подходит не всем. Учиться очно-заочно смогут, например, сильные и мотивированные старшеклассники, которые хотят как можно больше времени посвящать предметам, связанным с будущей специальностью.
Бывает, что родители переводят своего ребёнка на очно-заочную форму, не учитывая его готовности учиться самостоятельно. Кто-то делает это из жалости к ребёнку, желая облегчить его нагрузку. Кто-то считает, что ребёнок отличается от других детей и требует особого подхода. Это может привести к серьёзному отставанию в учёбе, которое потом придётся мучительно преодолевать».
Обучение по индивидуальному плану стоит рассмотреть, если ребёнок не может посещать уроки в школе и успевать за программой по медицинским причинам.
Бонус: вопросы, которые помогут выбрать школу
Подумайте, подойдёт ли формат альтернативной школы вашему ребёнку. Работа в маленьких группах или вдвоём с педагогом может осчастливить тихого интроверта, но быстро наскучить энергичному экстраверту.
Не забывайте про то, что большинство альтернативных школ развивают так называемые soft skills и креативное мышление, но не дают сложных профильных и технических знаний. Поэтому, если ваш ребёнок обожает общение и творчество, нестандартная методика обучения может помочь ему раскрыть свой потенциал.
Если вы всё же решили попробовать альтернативную методику, то, прежде чем выбрать конкретное учебное заведение, пройдитесь по чек-листу ниже:
- Есть ли у школы государственная лицензия и аккредитация?
- Кто обучает в этой школе, какая у педагогов квалификация, опыт?
- Что пишут о выбранной школе в социальных сетях?
- Можно ли записать ребёнка на пробный день или месяц?
- Что говорят бывшие ученики об этой школе и чего они добились?
- Как соблюдается безопасность учеников, кто несёт за них ответственность?
- Соответствуют ли помещения, где занимаются дети, требованиям пожарной безопасности, санитарным нормам?