Кто мы?

Блог Профи — сервиса, где специалисты и клиенты находят друг друга. Хотите попробовать?

Перейти на сайт Профи
Тест-драйв

А ну-ка, доедай! Фразы, от которых стоит отказаться за столом с ребёнком

Многие в детстве слышали присказки про оставленную в тарелке силу. Специалисты отмечают, что это форма психологического насилия. Собрали список фраз, от которых стоит отказаться во время трапезы с ребёнком. И попросили профи их прокомментировать.
за столом с ребёнком

1. «Люди раньше голодали, а ты!..»

Психолог Светлана Горелова объясняет: когда ребёнок сидит за столом, он сконцентрирован на еде и на своём желании или нежелании её есть. Такая фраза же требует представить других людей, их жизненную ситуацию и чувства. В результате внимание малыша смещается с «я хочу» на «чего хотят другие».

«Желание и вкусовые предпочтения ребёнка обесцениваются — его ставят в условия, в которых он должен проявить насилие к себе из-за того, что кто-то где-то мучается. Если чувства ребёнка будут так систематически не учитываться, то в дальнейшем это приведёт к блокировке собственных желаний».

Специалисты рассказывают: в поисках причин переедания люди часто обнаруживают, что едят потому, что все сели за стол. То есть не из-за чувства голода, а из страха расстроить других людей.

2. «В смысле, наелся? А кому я готовила?»

Такой фразой родители ставят ребёнка в ещё более сложную ситуацию. Когда какие-то чужие люди «голодали», малыш мог испытывать сочувствие или даже стыд. В этом случае речь идёт о главном человеке в жизни ребёнка — маме или папе. Здесь возникает уже полноценное чувство вины.

«Ребёнок взвешивает, что для него будет менее тревожно. „Я доем, измучаю себя эмоционально и физически, но мама будет довольна“. Или „я не доем, не буду издеваться над собой, но мама будет недовольна, и я буду в этом виноват“».

Приём пищи начинает ассоциироваться не только с чувством удовлетворения или радости, но ещё вины и тревоги. Со временем может сформироваться связь: если я расстроил маму, то нужно пойти поесть. Переменные могут меняться, и останется «если я расстроен, нужно поесть» — про голод или аппетит человек уже не думает.

3. «Доедай, самую силушку оставляешь!»

Психолог Ксения Виноградова говорит, что такая фраза, во-первых, создаёт у ребёнка неправильное представление о том, откуда берётся сила. А во-вторых, не даёт возможности прислушаться к своим потребностям: сыт он или нет. У малыша появляются вопросы: а зачем тогда есть всю еду, если можно съесть только то, что в конце?

Когда родителю нужна просто чистая тарелка, многие дети идут на хитрости: выливают часть супа или выбрасывают половину макарон, а «силушку» честно доедают.

Читайте также Мифы о правильном воспитании, которые вы наверняка слышали в детстве

4. «Пока не доешь — из-за стола не выйдешь!»

Тут почти что к стулу привязали. Хуже, только если родители наблюдают, как ребёнок заставляет себя есть. Психолог Ксения Виноградова считает: когда человека заставляют есть насильно, то формируют привычку есть не по своим потребностям. Со временем он перестаёт прислушиваться к своему телу, у него пропадает чувство насыщения и нарушается пищевое поведение.

5. «Летит-летит самолётик...»

Психолог Светлана Горелова объясняет, что в идее с самолётиком нет ничего плохого, если ребёнок понимает, что самолётик несёт именно еду. Главное — передать потом самолётик-ложку и процесс кормления самому ребёнку. Именно когда малыш учится держать ложку, формируются его отношения с едой.

«Если ребёнок будет постоянно отвлечён от еды, тогда процесс кормления и поглощения пройдёт мимо него. Как в будущем он будет понимать, что голоден? Что именно хочет съесть? Когда наелся?»

Кто-то хочет упростить процесс кормления и отвлекает ребёнка мультиками. В результате появляются взрослые люди, которые не могут поужинать без просмотра телевизора. Пока глаза смотрят на экран, мозг вовлечён в происходящее на нём, а всё, что попадает в в желудок, остаётся незамеченным. Почти всегда такой приём пищи заканчивается перееданием.

«Чтобы научить ребёнка есть, нужно разрешить ему делать это самому, рассматривать, изучать свою еду. Давать ему пробовать разные блюда, купить красивую детскую посуду. Связывать процесс еды с удовольствием. Наблюдать, что ребёнку нравится, и принимать его предпочтения, даже если нам такой вкус кажется странным».

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями

Дети Еда Психология

Похожие статьи