Как работает арт-терапия? И что отличает её от просто творчества
Зачем творчество вообще используют в терапии?
Одна из задач терапии — научить человека понимать собственные чувства и переживания.
«Когда мы испытываем сильные эмоции, их не всегда удаётся осознать или чётко сформулировать. Выразить их через творчество проще, чем словами. Благодаря образам и метафорам чувства как будто получают форму — и становятся понятнее для нас самих».
Это особенно актуально для людей в состоянии стресса, когда эмоции кажутся «слишком сильными», и с ними становится сложно справиться.
«Есть такое понятие, как сублимация: эмоции превращаются в произведение. Неважно, будет это картина, книга или что-то другое. Кто-то „выплёскивает“ всё в акварельных пятнах, а кто-то — в танце или сочинении историй».
Психолог Дарья Комлева приводит в пример писательницу Джоан Роулинг, которая проживала глубочайшую депрессию после смерти мамы. Это состояние можно проследить по серии книг про мальчика-волшебника. Образ дементора, который высасывал душу, — метафора чувств самой Джоан.
Но, рисуя картину или сочиняя мелодию, мы не только выражаем чувства, но и постепенно учимся их контролировать.
«То, что однажды выражено через образ, перестаёт быть неопределённой, пугающей тенью внутри. Оно становится тем, с чем можно работать. Поэтому проявление состояния — важный терапевтический эффект».
Затем мы можем перейти от эмоционального восприятия к рациональному: взглянуть на происходящее со стороны и попытаться найти выход из ситуации — или даже несколько.
«Благодаря творчеству человек перерабатывает эмоции высокого напряжения — например, сильные злость, растерянность или грусть. Он словно возвращает себе контроль над происходящим и право быть автором собственной жизни — и в результате становится увереннее в себе».
Какие методы использует арт-терапия?
По словам специалистов, методов множество: арт-терапия, фототерапия, сказкотерапия, имидж-терапия, песочная терапия, лепка, музыка, танцевально-двигательная терапия, драматерапия или метафорические карты. Но принцип работы во всех случаях одинаковый.
«Терапия может принимать активную или пассивную форму. В первом случае мы создаём что-то сами, во втором — воспринимаем уже созданное. Часто используются оба подхода: сначала мы пишем картину, а потом наделяем её смыслом».
Так, по словам эксперта, включается механизм проекции: пытаясь уловить суть произведения, в действительности мы потихоньку «вытягиваем наружу» то, что беспокоит нас самих. А терапевт с помощью открытых вопросов помогает установить связь между арт-объектом, внутренним состоянием и жизненными ситуациями.
«Про рисунок или мелодию говорить гораздо проще, чем про себя. Начинают работать механизмы ассоциации или диссоциации — они помогают обойти психологические защиты».
Ассоциация — это попытка найти в произведении что-то, что напоминает человеку о нём самом: «Я как этот цветок — тоже мягкий, яркий и немного ранимый». Так мы узнаём и называем свои эмоции.
В случае с диссоциацией мы, наоборот, отстранённо оцениваем, например, рисунок. Описываем именно его, а не себя или свою проблему. Благодаря этому создаётся безопасная дистанция: «Я вижу это снаружи, поэтому могу спокойно про это говорить».
Эти два механизма помогают человеку одновременно бережно приблизиться к себе и увидеть себя со стороны, познакомиться со своим бессознательным и активировать правое полушарие — пространство чувств и образов.
«Правое полушарие — „дверь в бессознательное“, в ту часть психики, где находятся интуитивные решения и глубинные смыслы. Ещё Юнг говорил, что для задач, которые не удаётся решить „головой“, решение часто находят руки. Смысл именно в творческом действии».
Любое ли хобби может стать терапией?
Эксперты считают, что терапевтическим может быть любое творчество.
«Любые занятия искусством развивают правое полушарие и творческое мышление. И чем больше свободы в творчестве, тем легче выходить за пределы стандартных решений. А это важный навык, потому что умение находить разные выходы из одной и той же ситуации — показатель высокой адаптивности».
Эксперты советуют относиться к творчеству не как к выполнению задачи, а как к способу быть в контакте с собой. Здесь ключевое слово — «процесс», а не «результат».
«Если вы ставите себе цель написать картину, которая будет вписываться в интерьер, — это уже создаёт ограничения. А чем более спонтанным будет создание терапевтического арт-объекта, тем более эффективно он будет работать».
Эксперт обращает внимание: важно не оценивать результат. Оценка — это рациональная работа нашего мозга, который пытается разделить всё на «плохо или хорошо», «правильно или неправильно».
«Творчество — внутренний бессознательный процесс. Нет необходимости его оценивать, потому что это просто возможность создавать нечто новое. И когда нет рамок и нет оценки, любое увлечение может носить терапевтический эффект».
Дарья Комлева поделилась личным опытом: ей особенно близка сказкотерапия.
«Я пишу авторские сказки и для клиентов, и для себя. Например, сказка „Как кораблик свои паруса искал“ помогала клиенту понять собственные опоры. В „Апельсиновом саду кролика“ мы искали ресурсы для восстановления. Есть „Верина сказка“ — о вере в себя для девочки, которой важна была поддержка. А сказка „Синий внедорожник“ стала символом движения вперёд для меня и моей команды — вдохновением на новый путь».
Кроме сказок, специалист рисует и создаёт картины. Например, работа «Прогулки ветра» появилась в момент, когда было важно выйти за рамки привычного. А в кабинете психолога висит картина с маяком — символом терапевтической поддержки: освещать путь клиента, сопровождая его.