Вкалывают роботы: может ли ИИ заменить преподавателя
Ещё недавно перед человеком, который хотел выучить иностранный язык, стоял выбор: заниматься с преподавателем или самостоятельно. Сегодня опции изменились: заниматься с живым человек или с роботом. Нейросети отлично знают правила грамматики, их лексический запас практически неограничен. И даже улучшить произношение реально благодаря программе, генерирующей голоса людей. Прибавьте к этому отсутствие платы за уроки — и возникнет вопрос: есть ли смысл продолжать занятия с репетитором?
Преподаватель английского языка Евгения Интепе считает: не стоит ставить вопрос в форме «или-или». Ведь с нейросетями можно значительно расширить возможности и преподавателя, и ученика.
Как нейросети помогают учителям
В первые месяцы распространения нейросетей из каждого утюга кричали: «Скоро нейросети заменят всех!» Спустя некоторое время стало понятно: нейросети могут заменить только тех, кто не умеет ими пользоваться. И постепенно искусственный интеллект проник во все сферы жизни. В том числе в изучение английского. Евгения Интепе отмечает, что в работе преподавателя нейросети стали отличным подспорьем.
«ИИ помогает создать дополнительные лексические и грамматические упражнения, которые не получается найти ни в учебниках, ни в открытых источниках. Или продумать задания на отработку специфических тем, нужных конкретному ученику».
Но в работе нейросетей часто бывают ошибки и опечатки, поэтому учителю обязательно нужно перепроверять и корректировать задачи, которые он поручит машине.
«Популярный ChatGPT, например, не очень удачно пишет задания для начального уровня, использует сложную лексику. От него сложно получить список фразовых глаголов и так называемых strong collocations, он почему-то даёт совершенно посторонние фразы».
Как нейросети помогают ученикам
Историей, как выпускник вуза пишет с помощью ChatGPT диплом (а потом с помощью него же находит себе супругу), уже никого не удивишь. В некоторых сферах, например IT или написании простых текстов, искусственный интеллект уже давно переиграл начинающих специалистов. И хоть он всё ещё не может заменить человека в креативных сферах, много задач нейросетям можно поручать уже сейчас.
Продвинутым ученикам будет проще работать с нейросетями, потому что они могут поэкспериментировать с написанием запроса и попросить что-то перефразировать, а затем поймут сложные объяснения. Благодаря искусственному интеллекту можно тренироваться, вести переписку, даже общаться устно.
«С ChatGPT получается вести переписку. Этот вариант подойдёт ученикам со средним и высоким уровнем (В1 и выше), так как они смогут заметить неточности и ошибки. А вот начинающим с уровнем А1 или А2 может быть сложновато. Обычно у новичков много вопросов, и живой опытный преподаватель может более гибко подойти к объяснению материала».
Но изучение иностранных языков — процесс креативный и творческий. Отдать это дело нейросети полностью невозможно: выучить язык всё равно придётся тому, кто решил этим заняться. К тому же всегда стоит помнить про ошибки, которые может допустить машина.
«Сейчас много информации о том, что ChatGPT может написать за вас качественную курсовую работу, дипломную работу и, возможно, даже докторскую, создать уникальные изображения, написать код и сделать многое другое. При этом данные во многих нейросетях обновляются не каждый день, поэтому вы можете получить устаревшую информацию. Также вам никто не гарантирует, что в работе не будет опечаток, повторений, отклонений от темы и даже фактических ошибок. Поэтому важно проверять всё, что напишет нейросеть».
Заменят ли нейросети человека?
Репетиторы понимают: с таким развитием нейросетей мы можем увидеть их не только в онлайн-образовании, но и в школах уже через несколько лет. Евгения Интепе рассказывает, что в будущем вполне вероятно появятся приложения, в которых можно будет пообщаться голосом с AI-тьютором: аватаром, который заменяет живого человека.
«Плюс такого тьютора будет в доступности 24/7, возможности выбора акцента, пола, возраста и даже внешности. Такие роботы могут быстро заменить преподавателей с низкой квалификацией».
У преподавателя, считает Евгения, по-прежнему есть значительные преимущества перед бездушной машиной.
«Есть вещи, которые через нейросети очень сложно реализовать. На мой взгляд, даже при условии, что AI-тьютор будет выглядеть и говорить как человек, иметь идеальное произношение носителя, не делать ошибок в лексике и грамматике, вести урок, подробно объясняя материал и ясно отвечая на вопросы, — он не сможет поделиться своим человеческим опытом и теплом».
Основной плюс занятий с живым человеком — индивидуальный подход и возможность получить обратную связь, которая подходит именно вам в конкретной ситуации.
«Если я вижу, что сегодня ученик устал, ему сложно или совсем не интересна тема, я могу поменять план прямо во время занятия. Конечно, если это не помешает достижению конечной цели».
К тому же хороший преподаватель мотивирует, понимая характер человека, потребности и ситуацию, в которой он находится.
«Мотивация — это очень сложная вещь, которая складывается из многих факторов. Здесь личность преподавателя и его общение с учеником очень важны. Пока что нейросети не обладают эмоциональным интеллектом и невербальным языком на уровне человека, чтобы заменить учителя».