Как репетитору создавать классные дополнительные материалы

1. Подготовьте техническое задание
В профессиональном дизайне любой проект начинается с двух заветных букв — ТЗ. В нём максимально подробно описывают желаемый результат: сколько, чего, в каком формате и стиле нужно сделать. И даже если «заказчик» и «исполнитель» — это одно лицо (то есть вы сами), этот пункт пропускать не стоит.
«Рекомендую подробно описать и содержание вашего проекта, и его концепцию. Так вы сможете понять, сколько информации у вас будет и с каким дизайном придётся работать».
Хорошо, если у технического задания есть чёткая и понятная структура. Специалисты советуют опираться на три основных пункта.
Описание задачи. Максимально детальное. Например, не «простые и сложные предложения в русском языке», а «таблица, в которой прописаны два вида предложений, простое и сложное, их характеристики и отличия, а также примеры и схематичные изображения».
Технические требования. Например, формат и размер. Зная их, будет легче выбрать инструмент для работы. Учитывайте также, собираетесь ли вы использовать материалы в интернете или распечатать на бумаге.
Референсы. Примеры того, как должен выглядеть финальный результат. Это могут быть полностью готовые схемы или инфографика, интересные шрифты или даже просто приятные цветовые решения. В общем, всё, чем можно вдохновиться при создании собственного дизайна.
Собрав и обдумав всю информацию, можно приступать к разработке «проекта».
2. Продумайте оформление
Любой визуальный контент — таблица, схема, презентация или пост в социальных сетях, должен быть лёгким для чтения и восприятия. Это значит, что ученик легко сможет отделить главное от второстепенного, найти нужную информацию и понять, в каком порядке её запоминать. Профессиональные дизайнеры решают эту задачу с помощью грамотного оформления: вёрстки, шрифтов, цвета.
«Есть несколько базовых правил:
— Размещайте текст буквой F, это облегчит чтение.
— Разбивайте большой текст на короткие абзацы — максимум 4 строки.
— Выделяйте главное акцентным шрифтом.
— Выбирайте спокойный, однотонный фон».
Как подобрать цвета?
Дизайнер Владислав Баженов рекомендует брать для одного проекта не более двух-трёх цветов — не считая белого и чёрного. Это позволит избежать пестроты, которая отвлекает внимание от главного — содержания.
Определиться с конкретными оттенками поможет цветовой круг. Согласно теории, наиболее гармонично будут смотреться:
- два любых цвета, расположенные друг напротив друга;
- три любых цвета, образующие вершины треугольника;
- четыре любых цвета, образующих вершины квадрата.

Если сил или желания погружаться в теорию цвета нет — обратитесь за помощью к интернету. В Pinterest легко найти множество готовых, приятных глазу сочетаний. К тому же существуют бесплатные сервисы, которые в два клика подберут гармоничную палитру — например, Сolorscheme.
Как подобрать шрифт?
Может показаться, что Times New Roman или Arial — скучные варианты, которым не место в креативной табличке. Но в действительности нашему мозгу легче воспринимать знакомые очертания букв, не отвлекаясь на изящные завитушки. Поэтому смело выбирайте классику, а чтобы выделить заголовки или важные мысли, используйте шрифт большего размера, жирный или наклонный.
Если хочется чего-то особенного — на помощь придут шрифтовые пары. Это готовые гармоничные сочетания, в которых заголовок выразительный и заметный, а основной текст — спокойный и читабельный. Найти их можно с помощью тех же бесплатных интернет-сервисов — например, Typotheque.
3. Не бойтесь шаблонов
«Опытный профессиональный дизайнер буквально с первого взгляда может понять, что будет смотреться хорошо, а что плохо. Именно это позволяет создавать проекты с нуля. Новичкам я рекомендую брать готовые или почти готовые шаблоны, которые можно самостоятельно доработать».
Начать стоит с бесплатных сервисов Google Drive или Яндекс.Диск. Готовых дизайнерских решений здесь немного, зато есть набор знакомых инструментов из Microsoft Office. Хватит, чтобы сверстать аккуратную презентацию с простыми графиками вроде столбиков или круговой диаграммы. Выбрать можно, например, макет слайда, цветовое решение, готовые стили заголовков и текста.
За более сложным и продуманным дизайном стоит идти на Visme.co. Сервис предлагает сотни и тысячи вариантов вёрстки для всех видов контента: от планов урока до видеопрезентаций, от графики для соцсетей до собственного глянцевого журнала. Выбирайте шаблон, просто меняйте в нём текст или удаляйте и добавляйте элементы. Интерфейс интуитивно понятен, но для тех, кто хочет разобраться во всех тонкостях, есть подробные гайды и даже видеоуроки.
Наконец, скачать шаблоны можно со «стоков» — например, Freepik или его аналоги. Правда, для работы с ними понадобится визуальный редактор.
Дизайнер Яна Строчук рекомендует ещё несколько инструментов, которые помогут в создании контента:
- Infogram — лучше всего подойдёт для материалов, которые вы планируете размещать в интернете, потому что позволяет создавать анимированную инфографику, презентации и карты.
- Lucidchart — генерирует сложные диаграммы и схемы.
- Piktochart — стоит использовать, когда идея ещё не до конца сформировалась: тут инфографику и презентации по вашему запросу рисует нейросеть.
4. Развивайте насмотренность
Насмотренность — это важный навык для любого специалиста, работающего с визуальным контентом. И, как и любой навык, его можно развить. Для этого Яна Строчук рекомендует просматривать как можно больше таблиц и графиков. Начать можно с обычных соцсетей. Затем перейти на площадки, где профессиональные дизайнеры размещают свои портфолио, например Behance. А за лучшими мировыми примерами сходить на сайты премий в области дизайна — «Каннских львов» или European Design Awards. Одной из самых престижных наград за инфографику считается испанская Malofiej International Infographic Awards.
Не стесняйтесь обращаться к друзьям и коллегам, которые хорошо разбираются в дизайне. Попросите их прокомментировать ваши работы и дать рекомендации. Обратная связь поможет улучшить навыки, и вы быстрее научитесь делать работы красивыми и информативными.