Что читают школьники на уроках литературы в Европе, США и Японии
Франция
Разделения на «Французский язык» и «Французскую литературу» для школьников не существует. На уроках юные французы практически не уделяют внимания сюжетам, образам, развитию характеров персонажей в произведениях. Главное — стиль. А идеальным считается стиль авторов до XIX века. Школьники часто выполняют задания написать отрывок на заданную тему в стиле Мольера, Расина или Корнеля. Серьёзно изучаются древнегреческие и древнеримские авторы.
Самые популярные книги:
- Кретьен де Труа, «Ланцелот»
- Жан Батист Мольер, «Скупой»
- Пьер Корнель, «Сид»
- Педро Кальдерон, «Жизнь есть сон»
- Виктор Гюго, «Отверженные»
- Эмиль Золя, «Жерминаль»
- Гюстав Флобер, «Госпожа Бовари»
- Оноре де Бальзак, «Человеческая комедия»
- Антуан де Сент-Экзюпери, «Маленький принц»
- Альбер Камю, «Падение»
США
Обязательной школьной программы по литературе в США нет. На уроках английского языка читают и обсуждают те произведения, которые выбирает учитель. Главные критерии выбора: художественная ценность текста, увлекательное содержание, возможность вынести из него нравственные уроки. Сегодня принято включать в список изучаемых произведений больше книг о войне, холокосте, истории США и демократических ценностях.
Самые популярные книги:
- Теодор Драйзер, «Американская трагедия», «Финансист»
- Уильям Фолкнер, «Шум и ярость»
- Роберт Льюис Стивенсон, «Остров сокровищ»
- Джозеф Конрад, «Сердце тьмы»
- Джордж Оруэлл, «Скотный двор»
- Терри Пратчетт, «Плоский мир»
- Эдит Уортон, «Эпоха невинности»
- Герман Мелвилл, «Моби Дик»
- Дэниел Киз, «Цветы для Элджернона»
- Стихотворения и поэмы Эдгара По
Великобритания
Англичане читают в школе то, что принято считать классикой английской литературы. Форму изучения больших тем каждый класс часто выбирает голосованием. Например, «Английская литература XIX века» — тема, которую ученики могут захотеть проходить в форме дискуссии, написания рефератов, подготовки групповых проектов и так далее.
Самые популярные книги:
- Джефри Чосер, «Кентерберийские рассказы»
- Криистофер Марло, «Трагическая история доктора Фауста»
- Даниэль Дефо, «Робинзон Крузо»
- Джонатан Свифт, «Путешествия Гулливера», «Письма суконщика»
- Сэмюэл Ричардсон, «Кларисса, или История молодой леди», «Памела, или Вознаграждённая добродетель»
- Генри Филдинг, «История Тома Джонса, найдёныша»
- Чарльз Диккенс, «Приключения Оливера Твиста», «Домби и сын»
- Уильям Теккерей, «Ярмарка тщеславия»
- Джордж Элиот, «Мельница на Флоссе»
- Сэмюэл Кольридж, «Старый моряк»
Германия
В разных типах школ литературу преподают по-разному. В обычных школах изучают в основном произведения немецких авторов. В гимназиях с гуманитарным уклоном читают как произведения античных авторов, так и самых современных.
В некоторых учебных заведениях курс литературы разделён по темам произведений. Например, «Право и справедливость», «Родина и чужбина», «Наука и ответственность». Так, драма Фридрих Шиллера «Разбойники» относится к теме «Право и справедливость», его же «Мария Стюарт» изучается в разделе «Конфликт человека и истории», а «Коварство и любовь» закономерно попадает в раздел «Любовные истории».
Самые популярные книги:
- Готхольд Эфраим Лессинг, «Натан Мудрый»
- Фридрих Шиллер, «Разбойники», «Мария Стюарт», «Коварство и любовь»
- Иоганн Вольфганг Гёте, «Страдания юного Вертера»
- Генрих Гейне, «Путешествие по Гарцу»
- Томас Манн, «Будденброки», «Волшебная гора»
- Генрих фон Кляйст, «Маркиза д’О».
- Фридрих Дюрренматт, «Визит старой дамы», «Физики»
- Амадей Гофман, «Крошка Цахес», «Житейские воззрения кота Мурра»
- Эдуард Мёрике, «Художник Нольтен», «Моцарт на пути в Прагу»
- Георг Бюхнер, «Смерть Дантона»
Япония
В старших классах японских школ литературу изучают более или менее подробно, в зависимости от выбранного направления. Учебники по литературе используются тоже самые разные — единого стандарта нет. Так же, как в России, Германии и Великобритании, основное внимание уделяется изучению отечественной литературы. Наибольший интерес для японцев представляют те произведения, в которых можно наблюдать и анализировать процесс становления характера героя.
Самые популярные книги:
- Мурасаки Сикибу, «Повесть о Гэндзи»
- Сэй-Сёнагон, «Записки у изголовья»
- Хигути Итиё, «Сверстники»
- Юкио Мисима, «Золотой храм»
- Кобо Абэ, «Женщина в песках»
- Сосэки Нацумэ, «Сердце»
- Рюноскэ Акутагава, «Расёмон»
- Огай Мори, «Танцовщица»
- Харуки Мураками, «Охота на овец»
- Стихи Сики Масаока