Свадьба: организовать самим или позвать профи
Глава 1: хороший тамада
Если вы были на одной свадьбе, то были на всех. Это правило особенно чётко работает в небольших городах: одни и те же площадки для памятных фото, знакомые шутки ведущих, привычные конкурсы. Дима и Полина планировали пышную свадьбу в Рязани и не хотели получить праздник как под копирку. Поэтому вместо известного в городе агентства обратились к знакомому.
«Мы наняли парня, который работал ведущим, но иногда организовывал свадьбы. У него был интересный подход. К тому же мы знали, что он не исчезнет в последний момент, поэтому работали на честном слове».
Дима, жених
В ответ на это свадебный организатор Мария Габова замечает: если в городе с организаторами беда, не бойтесь расширить географию поиска. Сама специалист живёт в Москве, но с радостью берёт проекты в регионах. Например, скоро поедет на свадьбу в Иваново, которую организовывала дистанционно.
Что касается договора, Мария советует не смешивать работу и дружбу. И всегда следует этому совету: «Я к подрядчикам отношусь как мама, забочусь о них. Но всегда заключаю договор, даже если мы уже организовали вместе тридцать свадеб».
Глава 2: дом у озера
В планах у Димы и Полины была свадьба на 70 человек в стиле бохо: за городом, на берегу озера. А это значит — шатры, оформление, звук, свет, выездная кухня, трансферы для гостей. Ребята рассчитывали уложиться в 600 тысяч, но расценок не знали и очень удивились, когда бюджет взлетел до отметки в один миллион.
«Самыми дорогими оказались площадка и декор. Только цветов нам насчитали на 300 тысяч. Мы подумали и решили, что готовы увеличить сумму. Всё-таки Событие».
Дима, жених
Мария Габова уверена — грамотный организатор смог бы найти выход, чтобы остаться в рамках бюджета. Предложил бы провести свадьбу в четверг, пригласил классного начинающего ведущего, обсудил варианты недорогого декора.
«Можно использовать живые цветы, а зелень взять искусственную. Или вообще использовать пучки сена, что как раз в стиле бохо. Взять что-то в аренду. Если денег совсем мало — собрать полевые цветы».
Глава 3: планы поменялись
За два месяца до свадьбы всё сорвалось: часть накоплений, отложенных на свадьбу, Диме и Полине пришлось вложить в недвижимость. Повезло, что друг-организатор отнёсся с пониманием и взял символические 10 000 рублей в качестве неустойки. Жених и невеста махнули в Москву и решили организовать камерную вечеринку для самых близких.
«Мы нашли красивый лофт с огромной верандой, и сразу отпал вопрос оформления. Только шариков докупили. К тому же там был свой кейтеринг и бармен, и мне осталось только договориться с диджеем, кальянщиком и фотографом. Как раз уложились в 600 тысяч».
Дима, жених
Опытный свадебный организатор старается предвидеть возможные проблемы и всегда имеет в запасе несколько альтернативных вариантов: другой зал, другая кавер-группа, другой ведущий. А невозможные решает на месте. Мария Габова, например, обязательно берёт с собой SOS-чемоданчик, где есть самые разные штуки: от нитки с иголкой до дезодоранта.
«Однажды я всё утро вынимала тычинки из лилий, потому что на свадьбе оказался аллергик. В другой раз на ходу меняла концепцию фотосессии, потому что жених явился с фингалом. А ещё зашивала платье невесты, которое держалось на трёх пуговках».
Глава 4: голодные игры
День икс. Молодожёны расписались и поехали фотографироваться, а друзей отправили в лофт. Когда голодные муж и жена прибыли на вечеринку, их ждал сюрприз: гости съели всю еду. Дело чуть не закончилось пиццей. Пришлось срочно связываться с кейтерингом.
«Я хотел расслабиться, но меня постоянно дёргали. То кальянщик, то кейтеринг. Знал бы, нанял бы хотя бы координатора. Да и ведущего тоже не хватало».
Дима, жених
Координатор — это человек, благодаря которому вы сможете отдохнуть на собственной свадьбе. Он свяжется с подрядчиками, продумает тайминг и синхронизирует все процессы: от утра невесты до прощальных объятий с гостями у такси. Заранее обговорит с кейтерингом, когда выносить салаты, а когда подавать свадебный торт. Ведущий же перехватит «эстафетную палочку» и будет руководить праздником, не позволяя гостям скучать.
«Если на мероприятии есть ведущий, мне важно знать его план: тосты, танцы, интерактивы. Потому что если вынесут горячее, а в этот момент идёт конкурс, то еда попросту остынет. А чтобы гости не съели всё до приезда пары, достаточно вынести welcome-закуски, шампанское и лёгкие напитки».
Эпилог
Организовать небольшую свадьбу самостоятельно — вполне реально. Но если хочется спокойствия, стоит попытаться выкроить бюджет хотя бы на координатора. Он решит все вопросы, пока вы расслабляетесь с бокалом шампанского.
Если мероприятие большое, а бюджет почти безграничный — лучше довериться организатору. Как правило, он берёт 10% от общей стоимости, зато снимает с вас массу забот. Если к вам приедет перекошенный торт, скорее всего, вы об этом даже не узнаете.