Подержанный автомобиль: чем рискуют неподготовленные покупатели?
Поддельный VIN-номер
VIN-номер — это идентификационный код, по которому можно узнать всю подноготную автомобиля: когда выпущен, какой у него двигатель, сколько регистраций в ГИБДД, участвовал ли в ДТП, работал ли в такси, числится ли в залоге или кредите и т.д. Поддельный VIN-номер указывают в объявлении, чтобы покупатель увидел чистый отчёт по автомобилю, который можно заказать на платформах по продаже авто. Платформы не могут определить, что VIN-номер поддельный и принадлежит именно этой машине. Дело в том, что продавцы сами пишут VIN-номер в объявлении, а сервис по продаже авто не просит подтвердить его фотографиями на кузове машины.
Филипп Ижиков руководитель направления автомобилей с пробегом у официальных дилеров
23
Открыть анкету«Помогал знакомому подобрать авто, он говорил, что мои варианты дорогие, в объявлениях есть дешевле. В итоге он нашёл машину: 1 владелец, 70 000 км, без ДТП. Потом оказалось, что реальный пробег 300 000 км, а машина восстановлена после серьёзного ДТП. В объявлении был поддельный VIN-номер, поэтому он увидел чистый отчёт. На месте покупки не сверил VIN-номер из объявления с тем, что указан на кузове машины. Чтобы такого не было, всегда сверяйте VIN-номер в объявлении и на кузове машины».
Договор с автодилером не в пользу покупателя
Дилеры покупают подержанные автомобили и продают их новым владельцам. Все машины проходят диагностику, чтобы выявить неисправности и указать их в договоре продажи. Но многие дилеры составляют договор так, чтобы избавиться от любой ответственности:
- указывают не все дефекты;
- отказываются от ответственности за возможные поломки;
- вносят пункты о невозможности предъявления претензий к дилеру или о том, что машина продана в неисправном состоянии.
По закону о защите прав потребителей продавец подержанного товара обязан передать товар покупателю с указанием всех неисправностей, а в случае проблем — вернуть деньги или отремонтировать товар в первые две недели эксплуатации. Но если это требование закона как-то обошли в договоре, дилер ничего не обязан делать. Так что внимательно читайте, что подписываете, а лучше перед покупкой покажите договор юристу.
Филипп Ижиков вспомнил случай, когда грамотный договор помог клиенту вернуть 3,7 млн рублей. Человек купил автомобиль у автодилера, ездил на нём полтора года, а потом выяснилось, что предыдущий владелец не оплатил кредит, и машина попала в розыск как собственность банка. Дилер плохо проверил историю авто перед перепродажей, но в договоре был пункт об ответственности продавца в подобных случаях.
Покупка не у собственника
Иногда собственник автомобиля не может присутствовать при сделке, поэтому отправляют родственника или друга. В таком случае у продавца должна быть действующая генеральная доверенность с правом продажи, заверенная нотариусом. Иначе никак.
«Как-то подобрали клиенту отличный автомобиль, но на сделку приехал родственник собственника, сказал, что распишется за него. Генеральной доверенности не было, а подделка подписи — преступление, поэтому мы сразу отменили сделку».
Налоги и штрафы
Нужно обязательно проверить, нет ли у бывшего владельца задолженностей по налогам и штрафам. Машина с задолженностями может в любой момент получить запрет на регистрационные действия, тогда вы не сможете встать на учёт в ГИБДД до тех пор, пока предыдущий владелец не оплатит свои штрафы и налоги, или придётся платить за него.
«Лучше всего покупать машины с максимально прозрачной историей. И сразу после покупки, в этот же день, регистрировать машину в ГИБДД, чтобы защититься от запрета на регистрационные действия».
Один автомобиль из двух
При серьёзных ДТП часто бывает так, что передняя часть разбита без возможности восстановления, но задняя практически не пострадала. Хитрые дельцы берут сохранившиеся половины и соединяют их в одну машину — кажется, будто она только сошла с конвейера.
«Стыки почти всегда идеально сварены, отполированы и аккуратно закрашены, поэтому невооружённым глазом сложно заметить подвох. Проверить можно только толщиномером, который покажет, где машину варили, где полировали «рыжики» и где ещё не хватает металла».
Неисправности под капотом
«Не ест масло», «коробка не пинается», «сменил все расходники» — часто пишут в объявлениях о продаже подержанных машин. Но это сложно проверить, если нет технических знаний.
Есть и другие тонкости. Например, эксперты не советуют брать подержанные кроссоверы с двигателем 1,4 — для таких машин нужен более мощный двигатель, иначе износ будет быстрым.
«Заметить все неисправности сможет только опытный механик или специалист по автоподбору. Разница в том, что автоподбор не заканчивается на технической части, — мы также исследуем всю подноготную автомобиля, потому что в 70% случаев проблемы с подержанным авто неизбежны: где-то только битый бампер замазывают, а где-то скрывают несколько владельцев всего за один год».
Скрученный пробег
Чем меньше пробег, тем дороже можно продать автомобиль. Скрученный пробег опасен тем, что неизвестно, насколько изношен двигатель. Это может привести к серьёзным тратам впоследствии. Нормальным пробегом считается 15–30 тысяч км в год в формате «дом — работа — загород».
Специалист по подбору подержанных автомобилей Сергей Петляк говорит, что возраст машины исчисляется не годами, а реальным пробегом. Поэтому важно его проверять. Сделать это можно несколькими способами:
- отметки в сервисной книжке о прохождении ТО, где видно, что печати поставили не за один раз, а заполняли постепенно;
- внешние признаки: потёртый руль, продавленные сиденья, сколы и потёртости на лобовом стекле, стёртые тормозные диски, лысая резина недавнего года выпуска — всё это говорит об активном использовании.
«Автоподборщики заметят следы в виде перепаянных схем, если одометр электронный. Или неровное расположение цифр вдоль линии на специальных барабанах — если механический».
Эмоции покупателя
Люди редко меняют машины, и каждая покупка авто — это большое эмоциональное событие. Эмоции опасны тем, что не дают оценить факты.
«Есть два способа усмирить эмоции. Заготовить перед встречей список важных вопросов и действий, чтобы ничего не упустить при проверке автомобиля. Либо довериться профессиональному автоподборщику, который не только выступит в роли «холодной головы», но и в принципе возьмёт на себя всю работу».
Чем поможет эксперт
В покупке подержанных автомобилей столько подводных камней, что кажется, что с этим вообще лучше не связываться. Но наши эксперты не согласны.
Виталий Романов уверен, что при правильном подборе можно найти любую модель в достойном виде, но нужно внимательно проверять все детали: как дела под капотом, что с историей автомобиля, как обслуживали и многое другое — всё это выясняют специалисты по автоподбору.
Сергей Петляк считает, что наиболее выгодная покупка — трёхлетний автомобиль с пробегом до 50 000 км. Это практически новый автомобиль, но уже продаётся по цене старого.
Если искать машину через специалистов по автоподбору, можно заметить сильный разброс цен — от 3000 до 30 000 рублей за одно и то же авто. Это связано не только с перечнем услуг, но и с компетентностью специалиста: услуги часто предлагают все, кто хоть немного разбирается в машинах или параллельно занимается перекупом.
Существенная разница именно в качестве подбора и времени: ответственные автоподборщики с большим опытом тратят много времени, чтобы найти юридически чистый, технически исправный автомобиль, который прослужит не менее 5 лет. Иногда на это уходит больше месяца. В стоимость услуг входит поиск подходящих вариантов, проверка автомобилей по всем документам, выездной осмотр с фото- и видеофиксацией, диагностика на неисправности, сопровождение сделки и многое другое.
Кроме того, многие специалисты консультируют клиентов и после покупки.
«Недавно звонил клиент, которому я полгода назад помогал купить «мерседес». В автосервисе его убеждали поменять корпус масляного фильтра. Я посоветовал ничего не делать — запотевание масла есть у всех моделей этой марки, ничего страшного. В результате сэкономили около 35 000 рублей на ненужном ремонте».