7 коротких советов для тех, кто боится «заглохнуть» зимой
Совет 1. Съезжайте на обочину
Сразу включайте «аварийку», чтобы другие участники движения понимали ваши действия. Безуспешные попытки завестись могут отнять время и даже привести к ДТП. Постарайтесь прижаться к правому краю и съехать на обочину, пока машина движется по инерции.
Когда остановитесь, выставьте знак аварийной остановки, и только потом начинайте разбираться с машиной или вызывать аварийные службы. Если вы оказались в беде на дороге, где не проезжают машины, звоните 112. Спасателям нужно рассказать, где вы находитесь. Если интернета нет, сориентироваться помогут километровые указатели, знаки.
Позвонить стоит и близким — люди должны знать, где вы находитесь, на тот случай, если у вас сядет телефон и вы останетесь без связи.
Совет 2. Не покидайте автомобиль
Если поблизости нет жилищ или хотя бы магазинов — не покидайте авто. При хорошей погоде даже человек без физической подготовки сможет пройти 20 километров пешком. Но с учётом холода — а тем более если на улице метель и сгущаются сумерки — можно потратить в два раза больше сил или вовсе заблудиться.
Чтобы не замёрзнуть в машине:
- Закидайте снегом днище машины, чтобы не терять тепло. Можно до середины дверей — всех, кроме водительской.
- Периодически выходите из салона, чтобы размяться, попрыгать, поприседать и хлопать руками над головой.
Совет 3. Не грейте двигатель кипятком и обогревателями
Советские шофёры в сильный мороз заводили грузовики, разжигая под ними горелку или заливая горячую воду в радиатор. Современный автомобиль такого отношения не потерпит, конечно.
«Нельзя для подогрева двигателя в мороз обливать его горячей водой, и греть горелками тоже нельзя. Если машина в гараже, можно под двигатель поставить электрический обогреватель, чтобы прогреть замёрзшее масло, — стартёру будет легче прокручиваться. Если у вас МКПП, это нужно делать с выжатым сцеплением, чтобы стартёр крутил коробку и машина завелась».
Совет 4. Проверьте аккумулятор
Если в машине сел аккумулятор, это можно определить по нескольким признакам. Вот основные из них:
- Стартёр крутит медленно или издаёт щёлкающие звуки.
- Двигатель не заводится, хотя стартёр пытается работать.
- При повороте ключа зажигания приборная панель гаснет или мигает.
- Фары, габаритные огни и подсветка приборной панели горят тускло.
- На приборной панели появляются ошибки или предупреждения (например, значок аккумулятора).
Если у вас есть мультиметр, можно измерить напряжение на клеммах аккумулятора:
- 12,6–12,7 В — аккумулятор полностью заряжен;
- 12,0–12,4 В — аккумулятор частично разряжен;
- менее 11,9 В — аккумулятор сильно разряжен, его может не хватить для запуска двигателя.
Что делать, если аккумулятор сел? Попробуйте «прикурить» от другого автомобиля с помощью проводов для прикуривания или используйте пускозарядное устройство, если оно есть.
Совет 5. Проверьте систему зажигания
Если мороз сильный, а с аккумулятором всё в порядке, то проблема может быть с системой зажигания: плохо подаёт искру в свечи. Или масло в двигателе сильно замёрзло, и двигатель не может нормально провернуться.
Долго крутить стартёр не стоит, потому что можно посадить аккумулятор или залить свечи бензином. Тогда они не будут давать достаточную искру и не подожгут смесь в двигателе.
«Если свечи залило, в мороз придётся их выкручивать, прогревать зажигалкой или горелкой, снова вкручивать. Но далеко не все это умеют и имеют нужный инструмент. Поэтому если сильный мороз от –15–20 °С, то крутанули ключом чуть, подождали немного, и снова крутите».
Совет 6. Попробуйте завестись ещё раз
Только на этот раз — по всем правилам:
- Выключите фары, печку, магнитолу. Словом, все электроприборы, которые разряжают аккумулятор.
- Если у вас МКПП, выжмите сцепление перед поворотом ключа зажигания, чтобы снизить нагрузку на стартёр.
- Делайте 20–30-секундные паузы между попытками завестись. Это поможет не посадить аккумулятор.
- Не газуйте, чтобы не залить свечи зажигания бензином.
- Если двигатель завёлся, не нужно сразу трогаться. Дайте машине пять минут прогреться, но не включайте печку на полную мощность, чтобы не расходовать заряд аккумулятора.
Совет 7. Готовьте машину к зиме
Перед началом холодов стоит проверить свечи, обслужить и зарядить аккумулятор или заменить его, если уже наблюдались проблемы. Ресурс аккумулятора снижается уже через 3–5 лет. А мороз обостряет все неисправности.
«Машина не заглохнет в движении или на светофоре, если исправна. Нужно искать совсем другие причины, не связанные с морозом. Если отошли на несколько минут на заправке, а машина до этого ехала и была прогрета, возможно, сел аккумулятор или произошло что-то ещё. Определить это сможет специалист».
Используйте специальное масло, которое не густеет в сильный мороз, и другие зимние жидкости.
А ещё дело может быть в разбавленном бензине. Если в бак попала вода, машина не заведётся в любую погоду. Поэтому избегайте заправок, в которых не уверены.
Также МЧС рекомендует перед длительным зимним переездом положить в багажник строительный скотч и полиэтиленовую плёнку. С помощью них в случае длительной остановки можно будет закрыть самые уязвимые для холода части авто — окна.
Что ещё пригодится:
- одеяла и тёплая одежда;
- сапёрная лопатка, чтобы набросать снег вокруг машины для внешней теплоизоляции;
- термос с горячим питьём;
- трос на случай, если кто-то согласится вас отбуксировать.